Кастовая система – туризм

Кастовая система в Индии

Кастовая система – туризм

Порой кажется, что мы настолько привыкли к XXI столетию с его равноправием, гражданским обществом, а также развитием современных технологий, что существование в обществе строгих социальных слоев воспринимается с удивлением.

А вот в Индии люди так и живут, принадлежа к какой-то определенной касте, (которая определяет объем прав и обязанностей), уже со времен, существовавших до нашей эры.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства.

Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это — финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно об этом Вы можете узнать из статьи «Что такое индийские варны«.

Касты

Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда.

До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).

Касты в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается.

Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Неприкасаемые

Неприкасаемые – это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны).

Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д.

Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Нужны ли Индии XXI века касты?

Кастовая система – туризм

Содержание:

Что определяет жизнь индусов в современных ашрамах и мегаполисах? Система государственного управления, выстроенная по европейским лекалам, или особая форма апартеида, которую поддерживали касты в древней Индии и продолжают воплощать в себе сегодня? Столкновение норм западной цивилизации с индуистскими традициями иногда приводит к непредсказуемым результатам.

Варны и джати

Пытаясь разобраться в том, какие касты существовали в Индии и продолжают влиять на ее общество сегодня, следует обратиться к основам устройства родоплеменных групп. Древние общества регулировали генофонд и социальные отношения при помощи двух принципов – эндо- и экзогамности.

Первый разрешает создавать семью только в пределах своего ареала (племени), второй запрещает браки между представителями части этого сообщества (рода).

Эндогамность выступает фактором сохранения культурной идентичности, а экзогамность противостоит дегенеративным последствиям близкородственных связей. В той или иной степени оба механизма биосоциальной регуляции необходимы для существования цивилизации.

Мы обращаемся к опыту Южной Азии, потому что роль эндогамных каст в современной Индии и Непале продолжает оставаться самым ярким образцом явления.

В эпоху освоения территории (1500 – 1200 лет до н. э.) социальная система древних индусов уже предусматривала деление на четыре варны (цвета) – брахманы (брамины), кшатрии, вайшьи и шудры. Варны, предположительно, когда-то представляли из себя однородные образования без дополнительного сословного деления.

В период раннего средневековья с ростом населения и развитием общественного взаимодействия основные группы претерпели дальнейшее социальное расслоение. Появились так называемые «джати», статус которых связан с изначальным происхождением, историей развития группы, профессиональной деятельностью и регионом проживания.

В свою очередь, сами джати содержат в себе множество подгрупп различного социального положения. Так или иначе, стройная пирамидальная структура субординации прослеживается как на примере джати, так и в случае с обобщающими суперкланами – варнами.

Брамины считаются высшей кастой в Индии. Жрецы, теологи и философы из их числа играют роль связующего звена между мирами богов и людей. Кшатрии несут бремя государственной власти и военачалия.

Гаутама Сиддхартха Будда — самый известный представитель этой варны. Третья общетвенная категория в индуистской иерархии, вайшьи – преимущественно составляют кланы торговцев и землевладельцев.

И, наконец, “рабочие муравьи” шудры – это слуги и наемные труженики узкой специализации.

Низшая каста в Индии — неприкасаемые (группа далитов) – находится за пределами системы варн, хоть и представляет около 17 % населения и вовлечена в активное социальное взаимодействие.

Не следует понимать буквально этот групповой “бренд”. Ведь даже жрецы и воины не считают зазорным стричься у парикмахера – далита. Примером фантастической сословной эмансипации представителя касты неприкасаемых в Индии стал далит К. Р.

Нараянан, бывший президентом страны в 1997—2002 гг.

Синонимическое восприятие европейцами неприкасаемых и парий является распространенным заблуждением. Парии — это полностью деклассированные и совершенно бесправные люди, лишенные даже самой возможности группового объединения.

Взаимное отражение экономических классов и каст в Индии

Последний раз сведения о сословной принадлежности изучались в 1930 году во время переписи населения. Тогда количество каст в Индии составляло более 3000. Если бы на таком мероприятии использовалась таблица-бюллетень, она насчитывала бы до 200 страниц.

По данным этнографов и социологов численность джати к началу ХХI века сократилась приблизительно в два раза.

Это может быть связано как с индустриальным развитием, так и с игнорированием кастовых различий в среде браминов, кшатриев и вайшьев, получивших образование в западных университетах.

Технический прогресс приводит к определенному упадку ремесленничества. Промышленным корпорациям, торговым и транспортным компаниям нужны армии одинаковых шудр – рабочих, отряды управленцев среднего звена из числа вайшьев и кшатрии в роли топ-менеджеров.

Взаимные проекции экономических классов и каст в современной Индии не являются очевидными. Большинство современных политиков – вайшьи, а не кшатрии, как можно было бы предположить. Руководство же крупных торговых фирм – преимущественно те, кто по канону должны быть воинами или правителями. А в сельской местности проживают даже обедневшие брамины, возделывающие землю…

Разобраться в противоречивой реальности современного кастового общества не помогут ни развлекательные туристические поездки, ни поисковые запросы типа «Индия касты фото». Гораздо эффективней – ознакомиться с мнениями Л. Алаева, И. Глушковой и других востоковедов и индуистов по этому вопросу.

Сильнее закона может быть только традиция

Конституция 1950 года утверждает равенство всех сословий перед законом. Мало того, даже малейшее проявление дискриминации – вопрос о происхождении во время приема на работу – является уголовным преступлением.

Ирония столкновения модернистской нормы с реальностью заключается в том, что индусы безошибочно определяют групповую принадлежность собеседника за пару минут.

Причем, имя, черты лица, речь, образование и одежда не имеют здесь определяющего значения.

Секрет сохранения значения эндогамности заключается в положительной роли, которую она может играть в социальном и мировоззренческом планах. Даже низшее сословие представляет собой своеобразную страховую компанию для своих членов. Касты и варны в Индии – это культурное достояние, моральный авторитет и система клубов.

В этом отдавали себе отчет и авторы индийской конституции, признавая изначальную эндогамность общественных групп. Кроме того, всеобщее избирательное право неожиданно для модернизаторов стало фактором укрепления кастовой идентификации.

Групповое позиционирование облегчает задачи пропаганды и формирования политических программ.

Так противоречиво и непредсказуемо развивается симбиоз индуизма и западной демократии. Кастовое строение общества демонстрирует и алогичность, и высокую приспосабливаемость к изменяющимся условиям.

В древней Индии касты не считались вечными и нерушимыми образованиями, несмотря на то, что были освящены законом Ману из «кодекса чести ариев».

Как знать, возможно, мы – свидетели реализации древнего индуистского предсказания о том, что «в эпоху Кали-юга все будут рождаться шудрами».

Потомственный востоковед Аллан Ранну рассказывает о человеческом предназначении и о четырех варнах как об инструментах познания мира и себя.

10 интересных фактов об индийских кастах, популярные вопросы и заблуждения

Кастовая система – туризм

Кастовая система Индии продолжает привлекать к себе интерес. Касты в Индии – действительно любопытный социальный феномен, однако турист, который едет в Индию, вряд ли с ним столкнется, я знаю многих путешественников-индоманов, которые живут там месяцами, но кастами не интересуются потому как не нужно для жизни.

Система каст – это не экзотика, это часть сложной организации индийского общества, многопланового явление, которое уже не первый век изучают индологи и этнографы, о ней написаны десятки толстых книг, так что мы опубликуем здесь лишь 10 интересных фактов об индийских кастах – о самых популярных вопросах и заблуждениях.

1. Что такое индийская каста?

Индийская каста – явление настолько сложное, что дать исчерпывающе полное определение просто не возможно!

Индийская каста – явление настолько сложное, что дать исчерпывающе полное определение просто не возможно! Касты можно только описать через ряд признаков, однако исключения все равно будут.

Каста в Индии – система социальной стратификации, обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Касты в Индии строятся по принципам:

1) общей религии (это правило соблюдается всегда); 2) одной профессии, как правило наследственной; 3) члены каст вступают в брак только между собой, как правило; 4) члены касты как правило не едят с посторонними, за исключением других индуистских каст значительно более высокой социальной позиции, чем их собственные;

5) члены каст могут определятся по тому от кого они могут принимать воду и пищу, обработанную и сырую.

 2. Количество каст в Индии

В Индии существует вовсе не 4, а около 3 тысяч каст, они могут называться в разных частях страны по разному, и у людей с одной профессией могут быть разные касты в разных штатах. То, что безымянные люди на туристических и прочих около-индийских сайтах называют 4 кастами – это совсем не касты, это 4 варны – чатурварнья на санскрите – древняя социальная система.

Варна брахманов (правильнее брамин) исторически – это служители культа, врачи, учителя.
Варна кшатриев (в древности она называлась раджанья) – это правители и воины.
Варна вайшья – это земледельцы и торговцы
Варна шудр – это рабочие и безземельные крестьяне, которые работают на других.

Варны соотносятся с кастами, но очень по разному, прямой связи иногда нет, и раз мы уж углубились в науку, надо сказать, что индийские касты в отличие от варн называются джати

3. Каста Неприкасаемых

Неприкасаемые – это не каста. Во времена древней Индии все, кто не входил в 4 варны, автоматически оказывались “за бортом” индийского социума, этих чужаков избегали, не пускали жить в деревни, поэтому они и названы неприкасаемыми.

Впоследствии эти чужаки-неприкасаемые стали использоваться на самой грязной, низкооплачиваемой и постыдной работе, и сформировали собственные социальные и профессиональные группы, то есть касты неприкасаемых, их несколько, как правило это связано либо с грязной работой, либо с убийством живых существ или смертью, так что все охотники и рыболовы, равно как и могильщики, и кожевенники – неприкасаемые.

В то же время не правильно считать, что каждый неприкасаемый – необразован и беден, это не верно.

В Индии даже до обретения ей независимости и принятия ряда законодательных мер по предотвращению дискриминации низших каст и племен были неприкасаемые, которые смогли достичь выдающихся успехов в социуме, примером тому выдающийся индийский политический, общественный деятель, борец за права человека и автор конституции Индии – доктор Бхим Рао Амбедкар, который получил юридическое образование в Англии.

4. Когда появились индийские касты?

Нормативно, то есть законодательно система каст-джати в Индии была зафиксирована в Законах Ману, которые относятся к 2 веку до нашей эры.

Система варн – гораздо древнее, точной датировки не существует.

5. Касты в Индии не отменены

Касты в Индии не отменены и не запрещены, как часто пишут . Наоборот все касты в Индии пересчитаны и перечислены в приложении к Индийской конституции, которое так и называется Таблица каст.

Кроме того, после переписи населения в эту таблицу вносятся изменения, как правило дополнения, дело не в том, что появляются новые касты, а в том, что они фиксируются в соответствии с данными, указанными о себе участниками переписи.

Запрещена только дискриминация по признаку касты, это написано в статье 15 индийской Конституции

6. Не каждый индиец принадлежит к касте

Индийской общество очень разнородно по своей структуре, и кроме деления на касты есть несколько других.

Существуют кастовые и не кастовые индийцы, например, представители индийских племен (аборигены, адиваси) за редкими исключениями не имеют каст. И часть не кастовых индийцев довольно велика.

Кроме того, за некоторые проступки (преступления) человека могут выгнать из касты и таким образом лишить его статуса и положения в обществе.

7. Касты есть не только в Индии

Касты есть в других странах, например, в Непале и Шри Ланке, поскольку эти страны развивались в лоне все той же огромной индийской цивилизации. Но касты есть и в других культурах, например, в Тибете, причем тибетские касты с индийскими не соотносятся вообще, поскольку сословная структура тибетского общества формировалась самостоятельно от Индии.

8. Касты есть в разных религиях

Исторически, когда подавляющая часть населения Индии исповедовала индуизм – все индусы принадлежали к какой-либо касте, исключение составляли только изгнанные из каст парии и коренные, племенные народы Индии, которые не исповедовали индуизм и не входили в индийский социум.

Потом в Индии стали распространяться другие религии – буддизм, джайнизм, Индия подверглась нашествиям со стороны других народов, и представители других религий и народов стали перенимать у индусов их сословную систему варн и систему профессиональных каст – джати.

Сейчас касты есть в джайнизме, сикхизме, буддизме и христианстве, но они отличаются от индусских каст.

Еще более любопытно, что в систему индийских каст оказались втянуты даже европейцы – христианские миссионеры-проповедники: те, кто проповедовал учение Христа высокородным браминам оказались в христианской “браминской” касте, а те, кто общался с неприкасаемыми-рыбаками стал христианским неприкасаемым.

9. Заблуждение о том, что касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно

Это заблуждение растиражировано туристическими сайтами не известно для чего, ни на чем не основано.
Определить к какой касте относится индиец только по его виду нельзя, по его роду занятий – часто тоже.

Даже если индиец и скажет какой он касты, хотя такой вопрос считается не приличным – все равно это туристу ничего не даст, человеку, не знающему Индии, не понять что и почему устроено в этой удивительной стране.

Так что озадачиваться кастовым вопросом не стоит, ведь Индии иногда трудно установить даже пол собеседника, а это наверное важнее

10. Кастовая дискриминация

Индия является демократической страной и помимо запрета кастовой дискриминации ввела льготы для представителей низших каст и племен, например, существуют квоты для поступления в высшие учебные заведения, на занятие должностей в государственных и муниципальных органах.

Проблема дискриминации людей из низших каст, далитов и племенных людей в Индии довольно серьезна, кастеизм до сих пор является основой жизни сотен миллионов индийцев за пределами крупных городов, именно там до сих сохраняется кастовая структура и все вытекающие из нее запреты, например, в некоторые храмы Индии не пускают индийцев-шудр, именно там происходят почти все кастовые преступления

Кастовая система. Религия

Кастовая система – туризм

В древнеиндийском обществе существовали варны — замкнутые группы, занимающие строгое место в обществе, принадлежность к которым определялась рождением. Варны впоследствии стали основой кастового строя.

Высшей кастой считались брахманы — жрецы, следующими в иерархии были кшатрии — воины, затем — вайшьи — земледельцы, торговцы, ремесленники и шудры — рабы, бесправные и парии, настолько презираемые обществом, что даже прикосновение к ним считалось тяжким грехом.

Как и в других древних цивилизациях, культуру Древней Индии во многом определяла ее мифология и религия. Господствующая форма религии и по сей день — индуизм. Его ранняя стадия развития — ведическая религия (III тыс. до н. э.).

Характерная черта ведической религии — обожествление сил природы, основа культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. Основные боги: Индра — бог бури и грома, бог-воитель (аналог славянскому Перуну), Агни — бог огня и Сурья.

Ведическая религия известна главным образом по Ведам (букв.: знание) — обширному набору культовых текстов на ведийском языке, грань II-I тыс. до н. э. Ведические гимны до сих пор считаются в Индии священными письменами, ранее их устно передавали из поколения в поколение.

Название «Веды» наиболее близко соответствует древнегреческому слову «философия». Древнейшая часть вед — гимны Ригведа, жертвенные формулы, напевы и заклинания. Далее следуют брахманы, которые представляют собой заклинания.

Заключительная часть вед — упанишады — философско-религиозные трактаты, где рассматриваются такие философские понятия и концепции, как творение мира, карма, проблемы бытия и сознания, концепция мировой души и другие важные философские идеи.

В начале I тыс. до н. э. в Индии получает распространение мифология брахманизма. Верховные боги — Брахма (создатель), Вишну (охранитель), Шива (разрушитель).

Брахманические тексты содержат представления о развитии Вселенной, проходящей по кругу сквозь золотой, серебряный, медный и железный века, а затем гибнущей и начинающей новый, бесконечно повторяющийся цикл развития.

Брахманизм создает мифы о подвигах героев Рамы и Кришны, излагающиеся в древних поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

Сутью индуизма, формирующегося в середине I тыс. до н. э., становится учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма — сумма добрых и злых дел человека).

Эта концепция сансары дала гарантию от всех социальных потрясений, когда нищета и принадлежность к низким кастам воспринималась как кара и следствие предыдущей греховной жизни и дурной кармы.

Подобные религиозные воззрения коренным образом отличаются и от оптимистических египетских, и от пессимистических шумерских, где возвращение человека на землю принципиально невозможно.

Целью индуизма было не простое улучшение кармы, а выпадение из круга перерождений и достижение освобождения — мокши, доступного только брахману-аскету (комплекс упражнений для освобождения — йога).

Вся система йоги подразделяется на восемь ступеней:

(1) — воздержание, которое проявляется в самоограничении в пище, удобствах, страстях;

(2) — ахимса — запрет причинять вред живому существу не только делом, но словом и мыслью;

(3) — упражнения для тела и изучение поз-асан, что позволяет обеспечить условия для сосредоточения;

(4) — дисциплина дыхания — умение его задерживать без ущерба для организма (к примеру, во время «самопогребения» йогов, длящегося до нескольких месяцев, частота пульса может не превышать 1–2 ударов в минуту);

(5) — дисциплина чувств — умение не реагировать на раздражения органов чувств, «отключать» их;

(6) — дисциплина ума, способность длительного сосредоточения на избранном предмете, которая воспринимается как первый шаг к состоянию высшей святости, к слиянию с богом;

(7) — созерцание; углубление мысли в предмет до тех пор, пока за иллюзорной чувственной оболочкой не откроется его сокровенная суть;

(8) — транс и экстаз, высвобождение духовного «я» йога от его телесной и чувственно-эмоциональной оболочки.

Из лона индийской культуры вышла одна из трех мировых религий — буддизм (VI-V вв. до н. э.), основателем которой считается принц Сиддхартха Гаутаме — Будда (623–544 гг. до н. э.). Будда провозгласил четыре «благородные истины» и основные законы бытия:

  • Существует страдание. Жизнь есть страдание, человек вынужден жить в муках.
  • Причина (корень) страдания — в жажде жизни и в его привязанности ко всем ее проявлениям.
  • Страдание уничтожается с уничтожением жажды жизни. Приблизиться к нирване можно путем преодоления пяти привязанностей — к телу, чувствам, понятиям, воле и сознанию. Подавить эти привязанности — значит уничтожить страдания.
  • Существует путь уничтожения страдания. Это путь к выходу из «колеса жизни». Среди элементов бытия (к таковым относятся в первую очередь знание и сосредоточение) есть такие, которые имеют способность нейтрализовывать процесс волнения, затормаживать его.
  • Привлекательность буддизма по сравнению с индуизмом состоит в том, что буддизм провозглашает возможность спасения, независимо от варн и каст. В отличие от Христианства, ставящего в центр мироздания божественную личность — логос, буддизм не видит в центре мира ни человека, ни богов, миром управляет безличная мировая сила и ее законы.

    Таким образом, отношение к возможностям разума и особенностям познания между Востоком и Западом принципиально разнится.

    Если Европа относится к рациональному и прагматическому познанию как к высшей культурной ценности, то Восток избирает доктрину недеяния, поставив интуитивное познание гораздо выше рационального и создав своеобразный метод приобщения к знанию через огромное разнообразие приемов медитации и самовнушения.

    Характерно, что буддизм нашел признание не в Индии, а в культурах Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, Тибета.

    Кастовая система Индии: истоки и пережитки

    Кастовая система – туризм

    Кастовая система в Индии разделяет общество на различные группы. Многие социологи считают, что практически невозможно четко определить численность кастовых групп из-за сложности этого явления.

    В сущности, кастовая система основана на религиозных традициях и находится под влиянием социально-экологических изменений.

    Само слово “каста” происходит от португальского – casta, что означает “род, происхождение, чистая порода”.

    Хотя Конституция Индии 1950 года провозгласила равноправие каст, пережитки кастовых общественных отношений сохраняются в стране и по сей день.

    Две концепции каст

    У самих индейцев нет термина для описания классовой системы в целом.
    Они делят ее по социальной основе (это обычаи идут из древнего ведического общества, которое носит название Варна) или по рождению (что означает передачу профессионального рода занятий по наследству и относят к Джати).

    Современные виды касты являются результатом социальных изменений,которые начались в середине девятнадцатого века и были усилены во время британской колонизации, которая вынудила многие социальные классы к работе в колониальной администрации.

    Кастовая система “Варна”

    Слово “Варна” означает цвет. Эта система базируется на древней индуистской литературе и делится на четыре основные категории, которые имеют свои истоки в ведическом обществе.

    • Войны, правители (Кшатрии)
    • Ремесленники, торговцы (Вайшьи)
    • Слуги, наемные рабочаи (Шудры)

    Те, кто не вписывался в выше перечисленные категории, отоносились к группе каст неприкасаемых, которые называют далитами (угнетенными) или париями.

    Представители первых трех варн в Древней Индии также назывались “дважды рожденными”. Вторым их рождением считался совершаемый в детстве специальный обряд посвящения и приобщение к сакральному знанию Вед.

    Кастовая система “Джати”

    Само слово “джати” означает рождение.Многие социологи полагают, что данная кастовая система появилась от смешения варн.

    Изначально они напоминали европейские средневековые гильдии: у каждой из них были собственные органы управления (панчаяты) и системы взаимопомощи. В настоящее время существует около трех тысяч джати.

    Численность одной джати может составлять от несколько сотен до несколько миллионов человек. На сегодняшних дней появление новых специальностей приводит к формированию новых каст джати.

    Каково влияние кастовой системы?

    Кастовая система – это правила взаимодействия между членами общества, которые занимают разные позиции в иерархии. Ограничения включают:

    * Социальные связи: верхние касты ограничены в связях с низким кастами * Географическая сегрегация: верхние касты живут в центре, низшие касты – на периферии * Богатые высшие касты эксплуатируют бедные низшие * Индия столкнулась с насилием на кастовой основе. В соответствии с “докладом ООН 2005 года”: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2004_dl_sheth.pdf было совершенное более 30 000 актов насилия против далитов в 1996 году. Касты и современная Индия

    Конституция страны называет дискриминацию низших каст незаконной:

    * После провозглашения независимости государственная политика Индии направлена на устранение кастовых барьеров * Возникновение позитивной дискриминации, которая включает правительственные квотые, при трудоустройстве и в образовании для членов низших каст * Для надлежащего применения этой политики местная власть квалифицирует тысячи общин и каст * Самые низкие касты получают специальный статус * По этой системе чем ниже социальный статус – тем больше преимуществ

    Бенеддра Соня
    source of pictures

    Кастовая система в Индии

    Кастовая система – туризм

    Кастовая система в Индии представляет собой социальную иерархию, делящую всё население страны на обособленные группы как низкого, так и высокого происхождения. Такая система преподносит различные правила и запреты.

    Основные виды каст

    Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.

    Высшей варной была варна брахманов, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр состояла из слуг и зависимых людей.

    Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.

    Брахманы

    Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.

    Кшатрии

    Задача кшатриев – защищать народ, а также учиться. Их цвет — красный.

    Вайшьи

    Главная обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.

    Шудры

    Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.

    Неприкасаемые

    Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.

    На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной.

    Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.

    Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

    Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип одежды, манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

    Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными.

    Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту.

    Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

    Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют.

    Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться.

    Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

    Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений.

    В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни.

    В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

    Кастовая система современной Индии

    С каждым годом в современной Индии кастовые ограничения и строгость их соблюдения постепенно слабеют. Уже не все запреты и правила требуют четкого и ревностного соблюдения.

    По внешнему виду уже сложно определить, к какой касте относится человек, за исключением, пожалуй, брахманов, которых Вы можете увидеть в храмах или, если отправитесь на экскурсию по священным местам Индии.

    Только вот кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны и не потерпят послабления. Также на сегодняшний момент в Индии идет борьба с кастовой системой. Для этого устанавливают специальные льготы для тех, кто официально зарегистрирован как представитель низшей касты.

    Дискриминация по касте запрещается индийским законом и может караться как уголовное преступление. Но все же старая система прочно укоренилась в стране, и борьба с ней не так успешна, как многим хотелось бы.

    Goaexcursion.ru

    ← Правила поведения в Гоа

    Общинно-кастовая система в средневековой Индии

    Кастовая система – туризм

    В Индии существовали разные типы общин, но в ареале распространения более развитого общества сложился особый тип общины. Эта община была социально многослойной, но в основе социальных различий лежал не столько имущественный признак, сколько кастовый.

    В древней Индии сложился первичный вариант кастовых отношений – ранги (варны), затем варновой строй трансформировался в систему каст (джати), представляющих собой общности людей, объединенных родом наследственных занятий, этническим происхождением, особенностями верований, обычаями, и отличающихся от других своим социальным происхождением и эндогамной замкнутостью.

    В основе кастового деления лежит разделение труда. При дальнейшем развитии варно-кастовой системы все в большей степени действовали социальные факторы. Так, присоединенные отсталые племена могли быть помещены, как правило, лишь на самый низкий социальный уровень. Реальное же распределение по специальностям, зависело от конкретных исторических обстоятельств.

    Низкие касты часто обозначались по наиболее характерной для них профессии, но могли заниматься и некоторыми другими видами деятельности.

    Поскольку потребность в ремесленном труде и услужении сельской общине, где практически только и могли найти пропитание представители низких каст, была ограничена, то избыточная часть представителей этих каст использовалась в земледелии.

    Деление на варны в средние века приобрело искусственный, внешний характер. Это менее относится к брахманам, сохранившим относительное единство своей организации. Однако, со временем и в среде брахманов появились некоторые обособленные эндогамные группы – касты.

    В разных областях, в зависимости от этнического состава населения, земледельческие касты общинников назывались по разному, но вместе они относились к варне шудр. Верхний слой общины составляли полноправные члены, принадлежащие к господствующей в данной местности касте.

    Эта группа людей владела обрабатываемой землей и угодьями, контролировала всю хозяйственную и общественную жизнь в общине, создавала органы управления, платила налоги и подати гос-ву или феодалу. Обычно полноправные общинники были родственниками, но они делились на большие и малые семьи.

    Каждая такая семья вела хоз-во самостоятельно, и поэтому отношения между ними были имущественными, т.е. преобладали не родственные связи, а соседские.

    Кроме свободных полноправных общинников неотъемлемой частью индийской общины являлись подчиненные группы людей из низких и неприкасаемых каст.

    Это были ремесленники и слуги, как бы состоящие на постоянной службе у общины. Среди ремесленников обязательно был плотник, кузнец, кожевенник, гончар.

    Среди слуг – стиральщик одежды (этим занимались мужчины), цирюльник, уборщик. Часто был и сторож, иногда выполняющий полицейские функции.

    Ремесленники и слуги были полностью на содержании общины. Размер содержания зависел от кастовой принадлежности ремесленника или общинного слуги. В каждой местности определенная деятельность всегда была закреплена за конкретными кастами и только в отдельных случаях можно было совмещать профессии.

    Были установлены нормы количества ремесленных изделий и оказаний услуг, которые ремесленники и слуги должны были обеспечить общине для ведения ею с/х и поддержания принятого образа жизни. Вместе с этим установились и нормы обеспечения с/х продуктами самих ремесленников и слуг.

    Так возникла внутриобщинная система натурального обмена видами деятельности – джаджмани. Она охватывала именно те виды услуг и ремесла, которые были необходимы общине.

    Таким образом, индийская община приобрела большую независимость от внешнего рынка, поскольку все потребности ее членов удовлетворялись не в сфере товарно-денежных отношений, а внутри общины.

    Система джаджмани была важна еще потому, что члены доминирующих каст просто не могли в быту обойтись без помощи низких и неприкасаемых каст.

    Например, они не могли прикоснуться к трупу околевшей коровы, так как прикосновение к падали считалось тяжким ритуальным осквернением => нельзя обойтись без кожевника (что интересно, что продукты труда неприкасаемых, кроме приготовленной ими пищи, считались чистыми). Также поддерживать чистоту в деревне мог только другой неприкасаемый – подметальщик.

    Общинники не могли сами бриться и стирать одежду – это считалось недостойным. Без помощи неприкасаемых индиец не мог совершить похоронный обряд – почти все процедуры и церемонии, кроме молитв, осуществляли неприкасаемые.

    Более того, полноправные общинники не всегда сами занимались земледелием (чаще всего если это было если они принадлежали к военной или брахманской касте). Тогда они целиком жили за счет труда арендаторов своей земли, вели хоз-во руками низкокастовых наемных рабочих или рабов.

    Аренда была бесправной: участок предоставлялся на короткий срок (1-3 года), работник мог быть согнан в любой момент по произволу хозяина. Арендная плата составляла не менее половины урожая, а нередко и большую его часть.

    Таким арендаторам часто приходилось обращаться за помощью к хозяину, так как из-за бедности у низкокастовых не хватало орудий труда, не было быков для пахоты, не оставалось посевного зерна и т.д. За все это дополнительно увеличивалась арендная плата.

    В какой-то момент становиться трудно отличать такого экономически несамостоятельного арендатора, не имеющего собственного хоз-ва, от наемного работника.

    Полноправные общинники, являвшиеся непосредственными производителями-земледельцами, привилегированные арендаторы из членов высоких каст, другие, по большей части бесправные, арендаторы из числа низкокастовых и неприкасаемых вместе составляли класс феодально-эксплуатируемого крестьянства. Характерной черной этого класса в Индии была его социальная неоднородность.

    Непреодолимая кастовая отчужденность отделяла высокие и низкие касты. Крестьянство было не однородным: представители высоких каст, даже будучи сам тружениками , одновременно выступали эксплуататорами низших и неприкасаемых. Поэтому представители разных категорий класса феодально-зависимого крестьянства не ощущали общности интересов, т.е. не осознавали себя классом.

    Вторая по численности прослойка непосредственных производителей – наемные работники [докапиталистического типа – чтобы это значило…]. Они в подавляющем большинстве были представителями низших и неприкасаемых каст, а также были зависимы от полноправных общинников.

    Нередко эти работники были связаны личной зависимостью с определенным хозяином и обязаны были работать на него. Ученые иногда приравнивают их положение к рабскому.

    И рабы и наемные работники принадлежали к низким и неприкасаемым кастам => подвергались одинаковому обращению, однако наемные работники, помимо пищи в период работы, видимо, такой же, какую получали рабы, получал долю от урожая (1/10 в древности и в раннее средневековье, около 1/20 – к концу средних веков).

    По мере формирования и укрепления индийской сельской общины и общинно-кастовой системы в целом порабощение представителей высших каст становилось все более редким явлением, считавшимся нарушением кастового статуса.

    К началу нашей эры шудры, вайшьи, брахманы и кшатрии считались уже людьми, по природе предназначенными быть свободными, а вневарновые – представители низких и неприкасаемых каст и отсталых племен, напротив, рассматривались как по природе предназначенные к участи рабов.

    Это, правда, не значило, что все люди этой категории становились рабами (таковых было меньшинство), но в них видели как бы потенциальных рабов. В Среднее века рабы из членов низких и неприкасаемых продолжали быть заметной соц.прослойкой в индийской деревне.

    Как и в древности они существовали, получая скудную еду от хозяина и выполняя в основном подсобные работы; раб мог быть занят на полевых работах, его жена – ухаживать за скотиной, выполнять разные работы на подворье и в ломе. Раз в год им выдавались куски ткани для набедренных повязок и сари. Семья раба обычно жила в хижине недалеко от усадьбы господина и имела право владеть небольшим имуществом.

    Итак, внутриобщинные производственные отношения и формы эксплуатации отличались сложностью и не могут быть определены как чисто феодальные. Средневековое общество Индии может так называться только потому, что феодальные производительные отношения существенно преобладали над иными производительными отношениями, не типичными для феодализма.

    Касты и кастовая система

    Кастовая система – туризм

    Каста – это термин, который применяется в Индии к сложной системе социальных групп, которые выстраиваются в строгом иерархическом порядке, и внутри которых существует лишь минимальная социальная мобильность ее членов.

    Слово “каста” впервые появилось как термин в пятнадцатом веке, его ввели португальские путешественники для обозначения существовавших внутри индийского общества социальных групп. Возможно, история кастовой системы корнями уходит в далекое прошлое.

    Когда на территории Индии появились арийские племена, они не стали уничтожить покоренных ими местных жителей и их культуру, а постепенно ассимилировались с ними и включили их в собственную общественную структуру, отведя им низшее, но вполне определенное место в обществе.

    На формирование кастовой системы повлияло также разделение древнеиндийского общества на четыре основные группы-варны: жрецов-брахманов, воинов-кшатриев, торговцев и ремесленников вайшью, и исполнявших ритуально грязную работу шудр.

    В начале человека относили к определенной касте по роду его деятельности, который он мог выбрать добровольно в пределах занятий, допустимых для его варны, но позднее не только варновая, но и кастовая принадлежность стала наследственной.

    С течением времени возросло число каст, появилось и понятие джати – многочисленных сект-подкаст.

    В основном они делились по роду занятий – например, джати золотых дел мастеров – и служили своеобразным аналогом европейских ремесленных гильдий, защищавших интересы своих членов.

    Правила в джати были очень строгими и не допускалось ни малейшего нарушения внутренней иерархии, даже когда по каким-то причинам исчезало прежнее занятие ее членов, никто не мог самостоятельно выбрать новый род деятельности.

    Такая строгость сильно затормозила экономическое развитие индийского общества, так как она предотвращала взаимодействие и обмен идеями между представителями различных ремесел и торговли. Во всем мире известно о существовании в индийском обществе неприкасаемых или внекастовых.

    В индуизме нет никакой религиозной санкции в отношении неприкасаемых и даже концепции неприкасаемости.

    Лишь только в средние века, чтобы как-то оправдать и узаконить существование подобного явления, в священные писания древности были искусственно включены дополнения по этому вопросу.

    Неприкасаемость, на деле, была социальной практикой, внедренной высшими кастами, чтобы обеспечить себя слугами для выполнения ритуально “нечистой” работы, связанной с уходом за кладбищами и уборкой мусора. Люди, нарушившие правила собственной касты правила, иногда изгонялись из нее и становились внекастовыми.

    Высшие касты пытались предотвратить внутрикастовые браки и движение из низших каст в высшие.

    Например, чтобы воспрепятствовать этому, брахманы пытались сделать знание священных писаний исключительно собственной монополией и усложнить ритуалы, чтобы они требовали обязательной жреческой интерпретации, кшатрии – закрепить за собой исключительное право управлять государственными и военными структурами, а вайшьи – стать единственными хранителями земных богатств. Когда в одиннадцатом веке в Индии началась эпоха иностранных завоеваний, во время которой пришельцы нередко лишали индийцев жизни и имущества, оскорбляли женщин-индуисток, кастовая система стала еще более строгой, каждая община пыталась защититься, выстроив вокруг себя крепость из социальных норм.

    По закону любая дискриминация на кастовой почве является наказуемой и подлежит юридическому преследованию.

    Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться на сайте.

    Кастовая система – туризм

    Понедельник, 19.11.2018, 14:24

    В культурно-этническом отношении Непал представляет собой смешение около сотни народностей и каст. Границы каст, как правило, прозрачные, а принадлежность к тем или иным кастам зависит ещё от принятой традиции наблюдателя. Население Непала говорит на семидесяти разных языках и диалектах.

    Народы Непала принадлежат преимущественно к сино-тибетской (тибето-бирманская группа) и индоевропейской языковым семьям. Немало народностей — беженцы, завоеватели или переселенцы.

    Так, народность бахуны около 1300 бежала в Непал с юга от мусульманского вторжения, а народность шерпы примерно 500 лет назад бежала с севера от монголов.

    Происхождение некоторых этнических групп неясно, например невари или тхару.

    Сведения о наиболее крупных народностях Непала собраны в следующей таблице:

    Наиболее многочисленные этнические группы и касты Непала

    Народность
    Процент по отношению к населению 
    Основное место обитания 
    Языковая группа

    Чхетри
    12,8 %
    по всей территории 
    индо-европейцы, тибето-бирманцы

    Горные Бахуны 
    12,7 % 
    по всей территории 
    индо-европейцы

    Магары
    7,1 %
    средне-западные горы 
    тибето-бирманцы

    Тхару
    6,8 %
    западные тераи 
    тибето-бирманцы

    Таманги
    5,6 %
    долина Катманду и центральные горы 
    тибето-бирманцы

    Невари
    5,5 %
    долина Катманду 
    тибето-бирманцы

    Помимо этого следует упомянуть народности, как гурунги, шерпы, лимбу и раи.

    Для 49 % Население по переписи 2001 года родной язык — Непали. Другие распространённые языки: Майтхили (12,4 %), Бходжпури (7,6 %), Тхару (5,9 %), Таманг (5,2 %), Невари (3,6 %) и Магары (3,4 %).

    Религия

    По официальным данным, 90 % населения исповедуют индуизм. По независимым оценкам, фактическое количество приверженцев индуизма составляет лишь 70 %, или даже меньше.

    Подобное расхождение связано с тем, что существует немало народностей, которые, хотя формально объявляют о своей принадлежности индуизму, в реальности практикуют анимизм или буддизм. Нередко трудно провести четкую границу, поэтому нельзя говорить о точности оценок.

    Но, так или иначе, индуизм — доминирующая религия в Непале. Непал — единственная страна в мире, где индуизм — государственная религия.

    Примерно 11 % населения причисляют себя к буддистам, особенно в Королевстве Мустанг. Существуют также меньшинства, исповедующие ислам, кирант и принадлежащие к отдельным анимистическим верованиями. См. также Буддизм в Непале.

    Христиане не имеют право официально исповедовать свою веру. Немногочисленные христиане входят в закрытые сообщества.

    Касты

    Непальская кастовая система развивалась параллельно с индийской. Известно, что исторический Будда Гаутама Сиддхарта (род. 563 до н. э.) принадлежал к касте Кшатриев — касте воинов. Особенно возросло индийское влияние в Непале во время династии Гупта (320 − 500); Непал тогда имел статус «соседского королевства», однако подчинённого Самудрагупта.

    Позднее, с XX века, многие индуисты (а также многочисленные Брахманы) переселялись из Индии в Непал, преимущественно спасаясь от арабского вторжения и внедрения ислама, особенно из северо-восточной Индии. При этом беженцы стремились сохранить исходную культуру и ритуалы.

    Чтобы понять непальские кастовые отношения, рассмотрим схематически различные кастовые системы.

    Классическая индуистская модель кастовой иерархии

    Непальская кастовая система с точки зрения Бахунов и Чхетри

    Каста неприкасаемых составляет в Непале около 7 процентов населения.

    Кастовая система с точки зрения Невари

    На диаграмме вверху показаны касты по представлениям невари-индуистов, а внизу — невари-буддистов. Исповедующие индуизм Невари, заселяющие исключительно долину Катманду, используют следующую кастовую систему, частично перенятую от неваров-буддистов. Однако кастовая система в общинах Невари не имеет такого значения, как у других народов.

    Мнение большинства по поводу кастовой системы

    Большинство, в которое входят либеральные бахуны и чхетри и народы без собственных кастовых систем, рассматривают следующую иерархию, значимую для религиозного ритуала:
    chokho jaat (Чистые Касты) / pani nachalne jaat (Неприкасаемые Касты)

    На практике случается, что принадлежность к кастам связывают с материальным благополучием, то есть бедных причисляют к неприкасаемым, а богатых — к высшим кастам.

    Это приводит к тому, что иностранцы европейского происхождения, которые не индуисты, и должны поэтому причисляться к неприкасаемым, причисляются к высшим кастам, однако, когда речь идет об отношениях, связанных с ритуальными действиями, с ними обходятся как с неприкасаемыми. В частности, речь идет о ритуалах, связанных с водой и приготовлением риса.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.