Как предупредить игровую зависимость у подростка?

Как предупредить игровую зависимость у подростка?

Всё чаще обеспокоенные родители, видя зависимость от компьютерных игр у подростков и детей интересуются тем, как избавиться от игровой зависимости? Реалии современного мира таковы, что сегодня все больше и больше становится детей  чрезмерно поглощенных играми в интернете и для которых они становятся приоритетом над всем остальным.

Эти игры воспроизводятся на компьютерах, игровых консолях, мобильных телефонах и карманных устройствах. Всюду, где вам повстречаются дети, вы также найдете компьютерные игры. При этом увлечение электронными развлечениями популярно не только среди мальчиков, но и среди девочек.

Хотя большинство родителей устроило бы знание того, что игры, в которые играют их дети, ограничены только образовательными программами. Но реальность такова, что дети играют в компьютерные игры в основном для чистого развлечения, а не для образования.

Мы рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы не допустить развитие зависимости игромании у своих детей.

Что такое зависимость от компьютерных игр

Пристрастие к компьютерной игре обычно относится к чрезмерному, нездоровому количеству затрачиваемого времени на компьютерные игры. Вместо того чтобы заниматься делами в реальном мире, зависимый пользователь посвящает большую часть своего времени играм.

Он изолирует себя от других, игнорирует более важные обязанности и часто одержим получением более высокого статуса или рейтинга достижений в своей любимой компьютерной игре.

Признаки зависимости от компьютерных игр

  • Дети, пристрастившиеся к компьютерным играм, настолько поглощены игрой, что теряют счет времени. К примеру, игрок может утверждать, что играл всего лишь час, от силы — два. Тогда как на самом деле прошло пять часов.
  • Склонность рассматривать себя частью команды. Многих приверженцев интернет игр привлекает чувство общности и принадлежности, которые они испытывают становясь частью команды, клана или гильдии (группа геймеров, регулярно играющих вместе и зависящих друг от друга для продвижения всей команды). При этом их мучает сильное чувство вины, если они по каким-то причинам не могут присоединиться в назначенное время к игре. А проигрыш записывают на свой счет, говоря что «подставили» всю команду.
  • Следующим признаком игромании у подростка является его агрессивное оправдание своих игровых привычек, которые сторонними наблюдателями рассматриваются как явно нездоровые.
  • Раздражение, подавленность и гнев испытываемое зависимым от компьютерных игр подростком, когда у него нет доступа к игре. Это может быть связано с потерей интернет-соединения, сломанным компьютером, семейными обязанностями, учебой или обыкновенным родительским запретом играть.
  • Одним из наиболее распространенных и значимых признаков зависимости от компьютерных игр является полная утрата интереса к прежним занятиям, увлечениям. А также пренебрежение друзьями или членами семьи ради желания провести больше времени в игре.
  • Следующим признаком игромании у подростка является его агрессивное оправдание своих игровых привычек, которые сторонними наблюдателями рассматриваются как явно нездоровые.

Как предупредить игровую зависимость у подростка?

  • Не может найти себе места после проигрыша в течение продолжительного времени. Постоянно ощущает чувство вины и сожаление о неправильно выбранных стратегиях. Его поведение и слова показывают, что он всё еще продолжает мысленно играть.
  • Зависимый от компьютерных игр подросток склонен преуменьшать или отрицать негативное воздействие на него интернет игр. Обычно на замечания близких людей или друзей, беспокоящихся о его зависимости, он склонен оправдывать игры, заявляя, что по сравнению с другими вредными привычками (например, наркотиками или алкоголем) «это не так уж плохо».
  • У детей, пристрастившихся к компьютерным играм, обычно замечается отсутствие или значительное уменьшение интереса к успеху в учебе и плохим оценкам.
  • Одержимость играми. Зависимый от интернет игр подросток, не находит себе место, находясь не за игрой и компьютером. Где бы он не находился (с друзьями, на учебе или в гостях) постоянно думает о следующем эфире, когда он сможет снова приступить к игре. Из-за этого его внимание часто отвлечено, он не может сосредоточиться на том, что действительно важно, например, учебе. В нем замечается нервозность, раздражительность, при этом почти постоянно говорить об игре, обыгрывая игровые ситуации.
  • Наблюдается явная разница в настроении. На смену чувству раздражения или беспокойства, возникающим, когда подросток не может играть, приходит покой и удовлетворение, когда он играет в свою любимую игру. По словам некоторых геймеров вовлеченность в игру, приводит их в некое слепообразное состояние оторванности от своих тел.

Профилактика игровой зависимости у подростков и детей

Родителям важно признать, что они играют значимую роль в развитии или отсутствии зависимости к компьютерным играм. Они должны быть готовыми предпринять соответствующие шаги, чтобы помочь своим детям избежать зависимости. Являясь родителем ребенка, который любит играть в компьютерные игры или может еще не начал в них играть, следующие советы помогут избежать данной проблемы.

  • Говорите со своим ребенком о рисках компьютерных игр. Удостоверяйтесь в том, что они на уровне своего возраста понимают, какие опасности таит в себе чрезмерное увлечение играми. И что хотя игра — это некий вид развлечения, но в него не нужно «уходить с головой».
  • Всегда знайте, в какие игры играет ваш ребенок. Хотя большинство игр имеет возрастную оценку, не полагайтесь и тем более не доверяйте их возрастным рейтингам на соответствие установленными вами стандартам. Проверяйте лично и полностью каждую игру.
  • Установите ограничение на время, когда ребенку разрешено играть в компьютерные игры. Некоторые родители, чтобы не развилась зависимость от компьютерных игр у подростков, разрешают им играть в интернет игры только по выходным дням. Это, например, устраняет проблемы, связанные учебой в школе, которые могут возникнуть по причине нехватки времени из-за игр.
  • Избегайте собственной зависимости от видеоигр. Если у вас развилась зависимость игромании, невозможно будет доказать или объяснить детям всю опасность данной проблемы или что они чрезмерно поглощены игрой.

Как предупредить игровую зависимость у подростка?

  • Не стоит делать из компьютерной игры вид вознаграждения за хорошую учебу или выполненное домашнее задание. К примеру, если ребенок приносит домой со школы одни хорошие отметки, то не стоит его поощрять лишними несколькими часами игры. Со временем он поймет, что время можно «купить» отметками или каким-либо другим образом, чтобы подольше провести за клавиатурой и мышкой.
  • Не сбрасывайте со счетов признаки агрессии связанной с интернет играми. К примеру, вы говорите ему прекратить играть, а он вдруг эмоционально бурно, агрессивно на это начал реагировать. Или из-за временного запрета играть не разговаривает с вами, обижается на вас. Тогда это сигнал что вам нужна помощь квалифицированного специалиста.
  • Предлагайте детям различные виды отдыха и проведения досуга. Переориентируйте их внимание на более позитивные виды отдыха, такие как игры на спортивной площадке, спорт, хобби, интересные познавательные сообщества.

10 советов родителям, как бороться с компьютерной зависимостью у подростков

  • Компьютерные игры должны разрешаться только после того, как дети выполнили другие поставленные перед ними обязанности. Например, родителям настоятельно рекомендуется установить правило, что играть ребенок сможет только после того, как качественно выполнит домашние школьные задания.
  • Чтобы компьютерная зависимость не овладела детьми в игры стоит играть не более одного-двух часов в день, особенно в течение учебного года.
  • Хотя компьютерные игры могут дополнительно предоставить занятым родителям свободное время, им все же стоит следить за тем, чтобы этот вид развлечения не стал основной формой отдыха их ребенка.
  • Доступ к компьютерным играм должен рассматриваться как заработанная привилегия, а не автоматическое право.
  • Независимо от того, кто покупает и «платит» за компьютерную игру, последнее слово должно быть за родителями. Только они могут дать окончательное одобрение любой игре, приобретаемой их детям. Ошибкой считать, что честно заработанные (скопленные) ребенком деньги дают ему право без одобрения покупать любую игру. Данная рекомендация того, как бороться с игровой зависимостью подростков не только поможет избежать потенциально опасных ролевых игр, но наверняка уменьшит и количество детей, пристрастившихся к компьютерным играм.

Как предупредить игровую зависимость у подростка?

  • Родителям недостаточно просто узнать рейтинг ESRB желаемой ребенком игры. Важно знать ее суть, главных персонажей, характеристики, рекомендации и отзывы других родителей по поводу данной игры.
  • Если возможно, то приобретите два компьютера (ноутбука) — один для игр, а другой для общего пользования. На устройстве для общего пользования не должно быть установленных игр или социальных сетей, — их место на игровом компьютере. Это даст вам уверенность, что когда ребенок пользуется для учебы не игровым устройством, он тратит время на занятия, а не на игры. Он учится, а не играет.
  • Игровые приставки, планшеты, компьютеры должны находиться на виду (в гостиной), а не в детской комнате. Так гораздо проще следить за тем, что делают дети и во что они играют. Эта рекомендация по праву должна быть первой в списке для выполнения, если родители желают уберечь детей от зависимости компьютерных игр.
  • Одним из полезных инструментов предназначенным для детей зависимых от интернета, является настройка «Родительский контроль». Она присутствует во всех современных игровых консолях. Эти защищенные паролем опции обычно позволяют родителям контролировать, во что играют их дети и сколько времени они проводят за компьютером. На тех компьютерах, где нет такой опции, можно установить специальные приложения, скачанные с интернета. Поэтому родителям нужно убедиться в том, что на цифровых средствах, которыми пользуются их дети, установлены эти параметры.
  • Установите разумный запрет на игры MMO или MMORGP(Многопользовательские онлайн-ролевые игры) в вашем доме. Практика показывает, что риск возникновения зависимости у ребенка гораздо больше, чем, если он будет играть в игры других жанров, даже если рейтинг ESRB находится в пределах возраста ребенка. Не стоит их покупать, если вы беспокоитесь, чтобы ваше чадо не стало зависимым от компьютерных игр.
  • Заключение
  • С того времени, когда компьютерные игры пробились в дома, родители задавались вопросом, могут ли жестокие видеоигры отрицательно повлиять на детей и подростков.
  • Если дети (мальчик или девочка) проводит больше четырех часов перед компьютером, это индикатор того, что у ребенка, подростка может развиться зависимость от компьютерных игр.

Поэтому родители должны проявлять бдительность, поощряя чадо к другим видам деятельности: спорту, искусству или музыке. Им рекомендуется принять к сведению советы по профилактике зависимости от компьютерных игр и методах борьбы с игровой зависимостью своих детей.

С уважением, Helen.

Предлагаю посмотреть видео 99 мыслей про зависимость от компьютерных игр.

Проект по профилактике компьютерной зависимости "Игромания и подросток"

Оглавление

Введение

Актуальность исследования данной проблемы определяется увеличением количества компьютеров и «гаджетов», которые могут стать причиной большинства проблем, самая опасная из которых — игровая зависимость. В настоящее время существуют теоретические данные изучения проблемы игромании, но мало практических материалов по этой проблеме, поэтому необходимо ее изучение.

Изучением данной проблемы занимались следующие ученые:

  • А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева исследовали причины и пути решения игромании;
  • О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.C. Киселева А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева определили факторы и предрасположенности к игровой зависимости;
  • И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский определили последствия игромании;
  • Бабаева Ю.Д., Белинская Е.П., Войскунский A.B., Жичкина, А.Е., Собкин B.C., Хворостов A.B. изучали проблему игромании в подростковый возраст.

Основной фактор компьютерной зависимости это подростковый период. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся психо­логическими и физическими изменениями. Под­росток начинает быстро расти.

Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышц.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание, это влияет на резкие перепады настроения, повышенную возбудимость, импульсивность, поэтому появляется неуверенность в себе, неадек­ватная самооценка, чаще всего заниженная.

Цель исследования – изучить проблему игромании среди учащихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа.

Задачи:

  • Дать характеристику игромании как явления (понятие, причины, факторы, последствия) в литературе.
  • Описать особенности игромании у подростков.
  • Провести исследование игровой зависимости у учащихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа.
  • Разработать памятки по профилактике игровой зависимости.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, измерение, сравнение, обобщение.

Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения проблемы компьютерной зависимости среди школьников и разработке мероприятий по профилактике игромании.

  • Анализ понятия «игромания» в литературе

  • Игромания – это чрезмерное увлечение компьютерными играми и интернетом.

    Кулаков и Фридман выявили признаки, по которым, можно обнаружить зависимость:

    • физические признаки: сухость глаз; неопрятность; забывание о том, что необходимо поесть; нарушение зрения; бессонница; снижение иммунитета; утомляемость; головная боль.
    • психологические признаки: появление чувства неожиданной радости при контакте с компьютером; желание увеличивать время нахождения, проводимое в игре; отсутствие контроля над временем, проводимым за играми; появление проблем в общении; появление чувства гнева, раздражения при отсутствии возможности поиграть или попытках оторвать от игры.

    Компьютерная зависимость делится на два типа, такие как:

    1. Зависимость от Интернета.

    2. Зависимость от компьютерных игр.

    С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками: пьянство, азартные игры, наркомания и другие. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то в целях получения удовлетворения».

    Психологи выявили следующие факторы игромании:

  • Психологические: отсутствие ответственности, возможность само реализоваться, возможность возвращаться назад и исправлять собственные ошибки, ведь в жизни это невозможно, возможность принимать самостоятельные решения, уход от реальности.

  • Социально-психологические факторы: отсутствие привлекательных для подростков досуговых центров, дефицит семейных традиций, коллективное сознание (влияние окружающих на собственное мнение).

    • Проанализировов вышеизложиное мы можем выделить такие важные термины c соответствующими определениями, которые используются при решении проблем игромании:
    • Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
    • Интернет-зависимость — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
    • Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.
    • Ролевая игра – развлекательная игра, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.
    • Игровая зависимость –зависимость от процесса игры.
    • Компьютерная игра– компьютерная программа, которая служит для развлечения людей, связи с другими людьми, или сама выступающая в качестве собеседника.
  • Особенности проявления игромании у подростков

  • Особенности проявления игромании у подростков обуславливаются многими факторами, мыс вами в нашем иследаний оприраемся на такие факторы как: социально-психологический, психологические фактор, и биологическим.

    Так как биологический фактор связан c нарушение процессов в организме, изменяющие системы мотивации и контроля за течением заболевания, в рамках нашего исследования мы его не рассматриваем, а делим факторы влияющие на играманию и игровую компьютерную зависимость на две группы факторов: индивидуально-личностного, обусловленного психологическими особенностями подросткового возраста, и обусловленного социальными и психологическими условиями жизни подростка.

    Компьютерная зависимость, игромания, как и другие аддикций обостряется в подростковом возрасте.

    Анализируя многих авторов обуславливаясь демонстративным неповиновением, как один из видов девиантного поведения, что опасно личностными изменениями: повышенной обидчивостью, конфликтностью, подозрительностью, стремлением говорить неправду, уходу от ответственности в принятии решений, поиску оправдательных аргументов, стереотипностью поведения, повышенной тревожностью.

    В настоящее время всемирное сообщество представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы. Большое значение, для развития аддиктивного поведения, у подростков участие в играх вместе с родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка.

    Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

    Создающие повышенный риск развития формы аддиктивного поведения к ним относятся также неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты:

    • непостоянство и не прогнозируемость отношений;
    • недостаточную опеку;
    • сочетаемую с жестокостью;
    • чрезмерную требовательность;
    • установки на престижность; [35].

    Подростки начинают задумываться о будущим.

    Изучение характеристик подросткового возраста является актуальным, так как это период между детством и взрослостью, когда закладываются определенные ценности, убеждения, формируется личность человека, в данный период важно определенное влияние, как со стороны педагогов, психологов, так и родителей.

    В это время важно увидеть те способности, задатки, которые в будущем помогут подростку самореализоваться, стать полноценным членом общества, если этого не происходит подросток будет пробивать самореализоваться другим способами.

    B подростковом возрасте человек наиболее ранимый, он будет уходить от реальности, в виртуальный мир. Пытаясь получить ощущения, которых ему не хватало в реальности. Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом: выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.

    Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, a также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается, или кто-то пытается отвлечь от компьютера.

    1.Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в Интернете. Он может прибывать в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах.

    2.Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

    А. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

    Б. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

    Рассмотрено понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе.

    Проанализировав, теорию можем сделать вывод что игровая, и компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей А.Г. Шмелев, Е.В.

    Змановская как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании.

    Рассмотреть признаки, причины компьютерной зависимости у подростков.Мы выявили, такие психологические аспекты механизма ухода от реальности как выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.

    В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы c переносом ее решения «на потом».

    Более подробно анализ особенностей игроманий в подростковом возрасте, привел нас к тому что данное расстройства качественно отличается от наркологических расстройств и нарушений инстинктов, но имеет схожесть c иными формами патологических влечений – клептоманией, пироманией, дромоманией.

    Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий, так называемый аддиктивный синдром.

    Анализ информаций привел нас к такому выводу что в всемирном сообществе различают два типа компьютерной зависимости: зависимость от интернета (сетеголизм), зависимость от компьютерных игр (кибераддикция). Более подробно суть данных понятий раскрыта выше.

    Проанализированы и найдены в литературе пути решения проблемы компьютерной зависимости. Поэтому для профилактики необходимо использовать комплексное воздействие на взрослеющего ребенка. Профелоктическая деятельность в нашем свами исследавани на теоритическом уровне предполагает решение нескольких задач:

    1.Воспитательных, осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы, и подержки c подростками по предупреждению формирования зависимости направленую на избежание увлечения компьютерными играми; 2.

    Образовательных осваных на основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).

    Из выше сказанного можно выделить что главное для профилактики это комплексное воздействие:

  • Работа с подростками;

  • Работа с семьей;

  • Работа с педагогами;

  • Организация досуга подростков.

  • Результаты социального опроса обучающихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п.Оленья Губа по выявлению симптомов компьютерной зависимости

  • На базе МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа был проведен социологический опрос по выявлению симптомов компьютерной зависимости (Приложение 1) среди учеников 5-9 класса в количестве 60 человек. Результаты представлены на рисунке 1.

    Как предупредить игровую зависимость у подростка?

    Рис. 1. Результаты теста на выявление уровня компьютерной

    игровой зависимости

    Из рисунка 1 видно, что риск возникновения компьютерной игровой зависимости отсутствует у 14% опрошенных подростков. Они не имеют проблем с хронометражем времени, проведенного за компьютером, они могут отказаться от игр и развлечений в пользу домашних поручений, при отвлечении от занятий с ПК не испытывают агрессии или нервозности.

    Большая часть опрошенных (48%) находятся в зоне увлеченности, которая проявляется в появлении эмоционального отклика на включение в игру за компьютером и появлении некоторых проблем с саморегуляцией.

    Они отметили, что во время игры может улучшиться настроение и произойти сбой временного хронометража, но при этом не всегда испытывают нервозность при отвлечении от ПК и могут вовремя остановиться.

    Наличие нервозности вне виртуального пространства, нарушение сна, угрозы учебе и физиологических проблем у данной группы отсутствуют.

    Треть (27%) попали в зону риска возникновения компьютерной зависимости. Для них характерен высокий эмоциональный отклик на виртуальную реальность, увеличение времени, проводимого за игрой, возникновение проблем с саморегуляцией.

    Данные подростки высказались о том, что часто не договаривают о количестве времени, проведенном в интернете или за компьютерной игрой, а так же отметили что при частой игре и большом количестве «компьютерного» времени у них снизился уровень успеваемости.

    11% составляют группу, у которой проявляется компьютерная зависимость. Они плохо ориентируются в обществе, переносят виртуальную жизнь на реальную, ассоциируют правила поведения в виртуальной с реальной жизнью, испытывают физиологические проблемы, которые чаще всего проявляются в нарушении сна и агрессии по отношению к окружающим.

    Был проведен половозрастной анализ испытуемых, подверженных компьютерной зависимости. Для получения более подробной информаций Результаты анализа отображены ниже.

    Как предупредить игровую зависимость у подростка?

    Рис.2 Половозрастной состав опрошенных

    Половозрастной анализ подростков показал, что наиболее подвержены компьютерной зависимости, и проблемам игромании мужская половина аудиторий (мальчики). Данное явление можно связать, с гендерные предпочтениями.

    У мальчиков появляется желание совершись подвиг, получить эмоций и адреналин, гораздо чаще, также они не могут выразить агрессию не вербально, а игра помогает снять данное напряжение, и дает почувствовать себя «победителем», подростку играющему в компьютерные игры.

    В связи с тем, что у девочек другие гендерные предпочтения, это позволяет им плавно пережить возрастные период, не обращаясь к играм, но они чаще склонны зависимостям от социальных сетей.

    Поэтому решение проблемы компьютерной зависимости имеет социальную значимость и направлено на социализацию подростков. Одной из инстанций по профилактики игромании должны выступать образовательные учреждения всех уровней.

    Заключение

    Знакомство с опытом борьбы с компьютерной зависимости детей и подростков показало нам, что самым надежным методом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются педагогические и культурные мероприятия, и правильно организованный досуг ребенка. В нашем исследовании мы получили такие результаты:

    • проанализировали понятие «компьютерная зависимость» в современной литературе;
    • описали признаки, причины компьютерной зависимости у подростков;
    • разработали памятки: по работе с компьютером, для предотвращения игромании; для родителей и педагогов «игромания»; для родителей по использованию компьютера ребенком.

    В случае выявления компьютерной зависимости родители и окружение подростка должны обращаться за помощью к специалистам, а также необходимо регулярно контролировать компьютерные увлечения (время проведения за игрой, характер и стратегию игр, круг виртуального общения). Родителям необходимо предотвращать причины игромании.

    Список использованной литературы

  • Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. — 10 — 128с.

  • Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6.- с 15-22

  • Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: Механизмы, диагностика и реабилитация. – М.: Слово, 2008

  • Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. — 2002. -№ 3.

  • Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002

  • Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург, 2003

  • Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. — № 13-17с.

  • Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. — № 9 — 13-18с.

  • Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. — № 5-17-23с.

  • Компьютерная зависимость у подростков и детей: признаки, как бороться, профилактика

    Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование.

    Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой.

    А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

    Суть компьютерной зависимости и виды

    Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты.

    Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

    Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

    Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

    Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  • Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  • Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  • Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.
  • Риски

    Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

    • нарушенное чувство реальности;
    • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
    • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
    • потеря критического мышления;
    • снижение активности и работоспособности;
    • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

    Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

    Причины зависимости

    Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

    У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

    • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
    • трудностей в семье;
    • сложностей в обучении;
    • при непринятии себя.

    Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

    Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты.

    Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

    Что привлекает подростка

    Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

    • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
    • снимает какую-либо ответственность;
    • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
    • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

    Признаки зависимости

    Как предупредить игровую зависимость у подростка?

    Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

    Стоит начать волноваться при следующих условиях:

    • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
    • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
    • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
    • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
    • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
    • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
    • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
    • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

    Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

    Профилактика зависимости

    Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  • Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  • Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  • Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  • Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  • Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.
  • Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

    Как бороться

    Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

    Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

    Как предупредить игровую зависимость у подростка?

    30.06.2018 07:50

    955

    Неужели все так страшно? И что предпринять родителям, не желающим иметь зависимого от компьютерных игр ребенка и в то же время стремящимся найти в этом вопросе общий язык со своим чадом? Поговорим о профилактике игровой зависимости у детей.

    Запрещать ли ребенку играть в компьютерные игры? Родительскими запретами делу не поможешь! Отключить доступ к Интернету, выкинуть в окно компьютер или игровую приставку, «оградив» ребенка от негативного влияния виртуальных миров – главная ошибка многих родителей.

    Такие кардинальные решения чаще всего приводят к озлобленности ребенка и возникновению у него желания искать возможность поиграть в другом месте, не дома. С утра мама даст сыну деньги на школьный обед и со спокойной душой отправит ребенка на уроки. А сын по пути свернет в Интернет-клуб рядом со школой и просидит там полдня.

    Если вовремя не обратить на это внимания, ребенок станет пропадать и по вечерам и даже по ночам (под предлогом ночевки у друга).

    Поэтому, если ребенок просит купить приставку, компьютер или подключиться к Интернету, не спешите отказывать ему в этом («Вот еще, ты станешь зависимым от игры!») – гораздо легче справляться с игровой зависимостью «на месте», а не отлавливать чадо у его друзей и в Интернет-клубах.

    Как известно, предупредить проблему всегда легче, чем бороться с ней – но многие забывают об этом, слишком либерально относясь к изначально «невинному увлечению» ребенка.

    Если он ограничивается парой часов компьютерной игры в день, полноценно общается с друзьями, имеет другие увлечения, занимается спортом (футбол, езда на роликах и т.д.), не пропускает занятия в школе, хорошо спит и ест, то переживать не стоит.

    Если же вы замечаете изменения в поведении своего ребенка, он подолгу засиживается за компьютером, легко возбудим, имеет нарушения сна и аппетита, не увлечен ничем, кроме игры – пора бить тревогу!

    Особое внимание стоит уделить в этом вопросе сыновьям – мальчики более психически неустойчивы  и легче поддаются различным негативным влияниям.

    Организация досуга подростка: не играми едиными! Неудивительно, если в семье, где каждый занят исключительно своими проблемами: папа – работой, а мама – домашним хозяйством – ребенок от скуки начинает играть в компьютерные игры.

    Многим родителям изначально удобна такая позиция: «Займись хоть чем-нибудь, только не мешай!»

    Удивительно, но почему-то практически все родители уверены, что в повышенном внимании нуждаются маленькие дети, а вот о том, что не меньшее внимание нужно уделять подросткам, ведают немногие.

    А ведь к тому, что ребенок становится зависимым от компьютерных игр, часто приводит как раз равнодушие родителей.

    Проводите время вместе, найдя общие интересы: ездите на выходных на природу, играйте в настольные игры, почаще организовывайте домашний кинозал, делайте поделки, займитесь совместными занятиями спортом.

    Почаще разговаривайте с ребенком о его проблемах. Ни в коем случае не давайте негативную оценку современным увлечениям молодежи, если они увлекают вашего ребенка – даже если вам сто раз непонятны хип-хоп, паркур и граффити.

    Конечно, в этом возрасте ребенок имеет право на собственные секреты, и быть слишком назойливым родителем тоже не стоит.

    Но уверяю, большинству подростков, по моим наблюдениям, сейчас больше грозит родительское равнодушие, чем опека, забота и интерес к проблемам собственного ребенка.

    Личный пример родителей. Большое значение имеет авторитет родителей. Вряд ли папа, сам целый выходной играющий в денди, или мама, постоянно общающаяся с подругами в «аське», имеют право требовать от собственного ребенка ограничений в общении с компьютером (игровой приставкой).

    Это так же глупо, как лелеять надежду о том, что в семье курильщиков вырастет ребенок, который ни разу в жизни не притронется к сигарете. И не надо фраз «В твоем возрасте я даже не знал, что такое компьютер!» — ребенка совершенно не волнует, что делали вы, когда вам было 14 лет. Он берет пример с вас теперешних.

    Старайтесь использовать компьютер преимущественно по работе, для самообразования или творчества и прививайте подобную культуру общения с компьютером и Интернетом ребенку.

    Делайте акцент на том, что Интернет может быть другом и помощником, а может стать врагом и причиной психических расстройств у ребенка – и старайтесь направлять свое чадо по первому пути.

    Что касается игровых приставок, старайтесь по возможности контролировать содержание игр, которыми увлекается ваш ребенок. Порекомендуйте ему «разбавить» жесткие экшн-игры логическими играми и квестами.

    Отличным вариантом являются современные развивающие приставки, благодаря которым ребенок сможет объединить отдых и обучение.

    Многие игры предоставляют возможность играть вдвоем – «напроситесь» поиграть со своим ребенком! Убьете двух зайцев: проведете время вместе и узнаете, во что играет ваше чадо.

    Своевременная психологическая помощь при компьютерной зависимости у подростка если же вы заметили у своего ребенка признаки игровой зависимости, не медлите и обратитесь за помощью психолога. Для начала это может быть школьный психолог, если не поможет – более опытный специалист, психотерапевт. И помните, что психокоррекция не избавит подростка от игровой зависимости навсегда.

    Игровая зависимость у подростков

    Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

    Оглавление:

    Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. В сети несложно найти редкие и ценные книги, которые мало у кого есть дома.

    Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки.

    Общение в социальных сетях позволяет улучшить комуникатывные навыки и выучить иностранные языки.

    Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

    Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.

    Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

    Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

    Зависимость подростков от социальных сетей

    Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

    Признаки интернет зависимости у подростков:

  • Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  • «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  • Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.

  • Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  • Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  • Проблемы с учебой.
  • Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  • Расстройства сна, кардинальное изменение режима.

  • Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».
  • Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно.

    Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью (а именно так обычно и бывает), родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных.

    И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

    Профилактика интернет-зависимости у подростков

    Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

    Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

    • И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.
    • Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
    • Источник: http://womanadvice.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov

    Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

    В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами.

    Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией.

    Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

    Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны.

    Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни.

    А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

    И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

    Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

    Диагноз или увлечение?

    Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список.

    Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр.

    Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.