Как научить ребёнка понимать время по часам?

Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Трудности процесса

Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.

  • Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
  • На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
  • Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.

Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.

Понятие времени

Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.

Совет

Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.

На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.

  • «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
  • «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
  • «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).

Как научить ребёнка понимать время по часам?

После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:

  • сутки;
  • части суток – утро, день, вечер, ночь.

Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Первое занятие

Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток.

Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением.

Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.

Совет

Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.

Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать  стихи, в которых упоминаются названия частей суток:

  • «Солнечный денек» (Я. Аким);
  • «Вот уж вечер» (С. Есенин).

Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?

  • Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.

Совет

Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.

  • Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
  • Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.

Совет

Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.

  • Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Далее сходным образом малыш учится считать десятками. В ряду от 1 до 60 десятков всего 6, поэтому работа будет непродолжительной, а большинство детей быстро запомнят необходимые цифры.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Совет

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Изучение часов

Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.

  • В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
  • На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
  • Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.

Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.

Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Знакомство с минутами

Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:

  • в часе 60 минут;
  • на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.

Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.

Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.

Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.

Совет

Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.

Как научить ребёнка понимать время по часам?

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  • Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  • Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».
  • Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Сопоставление времени и части суток

    Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.

    • Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
    • Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.

    Совет

    В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.

    Обучение минутам

    Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.

    Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.

    Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.

    Как научить детей определять время по часам

    Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда». 

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    childage.ru 

    Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?  

    Когда знакомить ребенка с часами

    Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

    1. Считать от 1 до 100. 

    Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

    • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
    • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
    • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

    2. Считать пятерками. 

    Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

    • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
    • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

    3. Иметь общее представление о времени.

    Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». 

    • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
    • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
    • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

    4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

    5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

    • Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.
    • Как научить ребёнка понимать время по часам?

      childage.ru

    • Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах. 
    • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

    Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

    • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

    Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

    • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

    Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

    • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

    Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

    Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    heaclub.ru

    Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

    1. Покажите большие настенные часы.

    Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

    2. Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

    Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

    3. Покажите, как двигаются стрелки.

    Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

    4. Объясните, что значит «ровно час».

    Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

    • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

    Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

    • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну». 
    • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
    • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    childage.ru

    5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

    Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

    • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

    Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат. 

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    sonyaclub.ru

    Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

    • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
    • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
    • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

    6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

    • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
    • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

    7. Объясните двойное значение цифр. 

    • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут. 
    • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
    • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

    8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

    • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

    9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

    • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
    • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

    Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

    Как объяснить ребенку время: игры с часами

    Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

    «Умные часики»

    Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    pinterest.com

    Вам понадобится:

    • цветная бумага 2-х цветов;
    • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
    • ножницы;
    • клепка для фиксации стрелок.

    1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

    2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

    3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

    4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

    5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

    Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

    Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

    Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

    Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

    Как ребёнка научить понимать время по часам

    Сегодня поговорим о том, как быстро ребёнка научить понимать время по часам со стрелками. Это очень важный навык, который лучше всего освоить ещё до школы.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Один из важных навыков, который постигает ребёнок в процессе взросления, — определение времени по часам. Чем быстрее малыш освоит этот жизненно необходимый навык, тем быстрее научится организовывать своё время. Станет более ответственным и самостоятельным.

    Как научить ребёнка понимать время по часам

    Для эффективного обучения ребёнка пониманию этого устройства, на котором двигаются стрелки и указывают на цифры, нужно набраться терпения. А начинать следует с элементарных понятий.

    Когда и с какой целью нужно начинать обучение

    Для взрослого человека естественно ориентироваться как в пространстве, так и во времени. А для ребёнка, непонимание длительности времени, может стать причиной капризов и слёз. По той же причине у ребёнка нет осознания и принятия поведения взрослых.

    Чем взрослее становится малыш, тем чаще его могут оставлять дома родители. При этом они предупреждают, что вернуться через несколько часов или к назначенному времени.

    Но, если у ребёнка нет базовых знаний о времени и способности понимать значение, показанное на часах, то это может привести к стрессу или испугу. Малыш может подумать, что его бросили.

    Своевременное обучение пониманию ребёнка в показаниях часов, поможет стать ему более дисциплинированным и подготовленным к школе.

    Исследования показали, что нет точного времени для начала обучения. Сигналом к знакомству с часами может стать его знание и умение распознавать цифры до 60. Обычно это происходит в возрасте 5–7 лет.

    В качестве стимулирующего подарка подарите ему детские
    наручные часы и объясните их принцип действия. Это поможет малышу быть более
    пунктуальным и уверенным в использовании времени.

    Начало обучения

    • Для детей время не имеет как такового значения, его нельзя исследовать физическим способом, подержать в руках.
    • Поэтому, объяснение несущественных и неопределённых понятий для ребёнка может быть затруднено.
    • А значит, что обучение должно проходить терпеливо и последовательно, от простого к сложному.

    Понятие времени

    Прежде всего, малышу нужно объяснить понятие времени, которое формирует настоящее, прошлое и будущее. Для этого используйте простые жизненные примеры.

    Например, вчера мы ходили к доктору (прошлое). Сейчас мы убираем игрушки (настоящее). А на завтра намечена поездка на пикник (будущее).

    Чем проще и понятней примеры, тем легче крохе усвоить понятие времени и пространства. Продолжайте малыша знакомить с временами года. Описывать их свойства, продолжительность, время наступления.

    Следующим этапом станет знакомство с месяцами, которые относятся к разным временам года. Опишите их названия, признаки, свойства и продолжительность.

    Постепенно вы перейдёте к дням, которые составляют каждый месяц. Объясните, сколько дней составляют неделю и разные месяцы.

    Лучше всего подкреплять слова визуальным детским календарём, который вызовет у ребёнка нужные ассоциации с тем или иным промежутком времени.

    Объясняем значение времени в часах минутах

    Как только ребёнок освоил простые понятия с временами года, месяцами, неделями и днями, можно приступать к более точным понятиям: часов и минут.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Для этого используйте элементарные примеры, хорошо знакомые малышу в процесс повседневной жизни.

    Расскажите о смене дня и ночи. Наглядным примером может стать его повседневная деятельность. День начинается с утреннего пробуждения, завтрака, похода в садик.

    В обед наступает тихий час, а вечером его забирают из садика. С ним играют, кормят, читают сказку пред сном.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    В понятие суток, которые всегда длятся 24 часа, входят: ночь, утро, день и вечер. И чтобы правильно понимать, когда чем заниматься в течение дня, родители используют часы.

    Для этого малышу показывают инструмент определения времени с очень чёткими цифрами, просят рассказать, что он видит и как это понимает.

    Посчитайте вместе с крохой маленькие деления и
    убедитесь, что их ровно 60. Каждое деление соответствует ровно 1 минуте. А
    маленькая стрелочка, совершая полный круг по циферблату, показывает время в 1
    минуту, а большая – 1 час.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Обучение в игровой форме

    Лучше всего понимание времени приходит во время игры. Для этого можно использовать самодельный циферблат и просить малыша угадывать правильное время.

    Для макета используйте картон и раскрасьте тренировочные часы в яркие цвета. Канцелярской кнопкой прикрепите к центру стрелки.

    Пример игры

    Процесс обучения в игре может быть построен по
    следующему сценарию:

    • Объясните ребёнку суть и понятие часов, которые позволяют ему совершать много дел и всегда приходить вовремя в нужные места. Например, забирать его из садика, кормить в нужно время.
    • Познакомьте его с принципом работы циферблата, с однонаправленным движением стрелок и попросить чадо задуматься над вопросом о течении времени только в одном направлении.
    • Начинайте с простых чисел и только одной большой стрелки. В процессе игры усложнить задачу, добавив к циферблату секундную стрелку. Для лучшего восприятия конкретного времени на макете можно сделать коллаж из соответствующих каждому часу действий. Например, сон, завтрак, обед, игра, садик.
    • Выставляя на часах значения с маленьким интервалом, попросить малыша назвать время и объяснить, как он это понял. При необходимости дополнить его знания новой информацией или примером.

    После освоение 5-минутных временных значений, задачу можно усложнить, выставив на часах значение 14:36 или 20:51.

    В качестве обратной связи разрешите малышу самому казать на макете часов время, когда он обедает, спит, играет. В процессе тренировки просите малыша определять время в течение дня.

    Как закрепить полученные знания с помощью игры

  • Как только малыш освоит тренировочные часы, в качестве закрепления навыка предложите ему использовать обычные.
  • Купите и повесьте на самом видном месте в детской комнате настенные часы.

  • Чаще задавайте ему следующие вопросы:
    • Спросите сколько сейчас времени?
    • Если мама обещала прийти через 40 минут, то, сколько времени должны показывать часы, когда она придёт?
    • Ты начал завтракать в 9 часов, а закончил в 9:23. Сколько времени ты завтракал?
    • Предложите ему напомнить вам, что через 20 минут вам нужно выйти в магазин, перезвонить, посмотреть фильм.

    После того, как ребёнок хорошо освоил понятие времени, познакомьте его с секундной стрелочкой.

    Её движение по циферблату соответствует одному хлопку в ладоши или счёту цифры.

    Проще всего объясняет игра в прятки, когда малыша просят посчитать до 60, объясняя, что это время соответствует 1 минуте, за которую все должны спрятаться.

    Одобрение

    Для осознания понятия времени разным детям требуется разное количество усилий. Поэтому старайтесь отвечать на все его вопросы и подбадривать за усилия.

    Для освоения с часами лучше всего подходят игровые обучающие упражнения:

    • Привести в соответствие режим дня и значение времени на часах. Для этого каждый раз, делая переход от одного действия к другому, останавливайте малыша возле часов и переводите с ним стрелочки на картонном макете.
    • Проверяйте его, задавая «коварные вопросы»: Правильно ли сейчас показывают часы время 5 часов 17 минут? В этом случае крохе придётся согласиться или сказать правильное время. Можете поддержать его с помощью наводящих вопросов.
    • Устройте автовокзальный диспетчерский пункт. Составьте график выезда автобусов и попросите малыша указать это значение на тренировочном циферблате. В качестве усложнения задания можно использовать не числовые выражения, а образные (полдень, полночь, четверть часа).

    С самого детства нужно привить детям привычку
    правильного использования времени. Для этого можно задавать ему вопрос, который
    позволит осознать, сколько конкретно времени может занять то или иное действие.
    А сколько времени займёт хорошее и полезное дело?

    Как научить понимать время, итог

    Каждый ребёнок двигается с индивидуальной скоростью. Поэтому крайне важно набраться терпения и не сравнивать его с другими, более смышлёными детьми.

    Как только у малыша появится практический навык владения часами, подарите ему красивые и яркие наручные часы. Они усилят его мотивацию в скорейшем понимании времени по часам.

    Как ребёнка научить понимать время, видео

    Это видео поможет вам понять, как ребёнка научить понимать время.

    Полезные статьи:

    • Ребёнок не хочет делать уроки, советы психолога
    • Ребёнок не хочет идти в садик, советы психолога
    • Кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям
    • Ребёнок не хочет ходить в школу, советы психолога
    • Ребёнок плохо кушает, как поднять аппетит, советы
    • Как ребёнка научить правильно писать без ошибок
    • Ребёнок плохо спит ночью 1 год, что делать
    • Ребёнок скрипит зубами во сне, причины, советы
    • У ребёнка 3 лет истерика, что делать его родителям
    • У ребёнка лезут зубы, как облегчить боль, советы

    10 простых шагов, как научить ребенка понимать время на часах

    Разбираемся, как построить занятия по определению времени, чтобы они принесли максимум пользы.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Ориентироваться не только в пространстве, но и во времени очень важно для малыша даже дошкольного возраста. Многие ответственные родители в таком случае задаются вопросом, как ребенка научить определять время по часам. Предлагаем твоему вниманию несколько простых шагов, как это сделать.

    1 Определи готовность малыша воспринимать информацию

    Для начала нужно понять, готов ли твой малыш к восприятию этой информации. Сделать это, отталкиваясь только от возраста, не всегда представляется возможным. Существует несколько базовых факторов, по которым можно определить эту готовность:

    • Ребенок понимает значение времени суток;
    • Он умеет считать хотя бы до 60, а лучше — до 100;
    • Он может различить цифры визуально и понять их значение;
    • Он умеет писать цифры.

    В среднем родители стараются обучать таким вещам дошкольника в 5–7 лет.

    2 Как научить ребенка времени? Объясни простые истины

    Расскажи малышу про базовые знания о времени. Тебе они, скорее всего, кажутся элементарными и ты, возможно, даже не понимаешь, что же тут можно объяснять. Однако начать придется с самых простых основ.

    Необходимо рассказать, что время движется только вперед и не может идти назад. В данном случае в первый раз можно обратить внимание и показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они двигаться не могут.

    Следует упомянуть о временных составляющих: часах, минутах, секундах. Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые дошкольнику категории и ориентироваться на день и ночь. Объясни, что в совокупность они составляют 24 часа, а это время равняется суткам.

    Если ребенку тяжело понимать такие категории как утро, день, вечер и ночь, то рекомендуется повесить в его комнате красочный плакат, иллюстрирующий распорядок дня. Также подобные иллюстрации можно найти в тематических детский книгах. 

    Затем следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти в школу или на работу. Именно так твой малыш пойдем, насколько важно уметь определять и понимать время.

    3 Изучить вместе циферблат

    Внимательно осмотрите вместе все, что на нем имеется. Расскажи, что на нем имеется два вида цифр — часовые и минутные. Посчитайте минутные деления. Объясни, что деления в данном случае обозначают минуты.

    В одном часе, как выяснится в ходе подсчетов, их 60. Расскажи, что когда стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. Так твой ребенок впервые наглядно узнает, что значит течение времени.

    4 Объясняем малышу значение стрелок

    Когда циферблат уже в достаточной мере изучен, пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют.

    Начни с того, что стрелки различаются по своей длине — одна из них длинная, а другая короткая. Длинная «отвечает» за минуты, а короткая — за часы. 

    • Весь твой рассказ важно как можно лучше проиллюстрировать, поэтому не пренебрегай тем, чтобы заранее купить или сделать самостоятельно игрушечную модель циферблата для наглядного показа, а если сделать этого не удалось — не бойся снять часы со стены и усадить перед ними ученика.
    • При помощи механизма продемонстрируй, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, то часовая сдвигается всего на одно деление.
    • Здесь важно изначально правильно понять принцип работы часов, а дальше малышу будет легко.

    5 Как научить ребенка времени на часах? Изучаем целые числа

    Посвяти целое небольшое занятие тому, что расскажешь про целые часы. Двигая стрелки на игрушечном или настоящем циферблате, покажи ему, как выглядит 1 час дня, 2, 3, 4, 5 и так далее со всеми последующими цифрами. 

    Несколько раз закрепите вместе пройденный материал, пока его ответы не дойдут до автоматизма.

    6 Переходим к изучению минут

    Начинать, конечно, нужно с наиболее простого. Поэтому теперь вам предстоит освоить получас. Чтобы ученику было проще определять такое время, обращай его внимание, где в этот момент находится часовая стрелка — между какими делениями и куда она движется.

    Задавай наводящие вопросы, чтобы дошкольнику было проще сориентироваться.

    Затем постепенно переходи к изучению четверти часа — или 15 минут. Это очень важный момент, поэтому пропускать его ни в коем случае не стоит.

    Чтобы объяснить, что такое четверть часа, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобрази на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

    Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Проведи линию сначала через «6» и «12», а затем через другие, более сложные для восприятия числа, например, через «20» и «50».

    Обведя обе половинки по внешним краям, объясни ребенку, что вместе они составляют часовой промежуток. Лишь после этого можно переходить к изучению 5, 10, 20 и 40 минут.

    Для того чтобы ученик научился понимать, что означает 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обрати его внимание на то, что в каждом отделении равное количество минут.

    Более подробно о том, как построить свое объяснение о часах и минутах, ты узнаешь в следующем видео:

    7 Закрепи изученное тренировкой

    Когда ребенок уже достаточно много знает о часах, вырежи большой картонный круг и предложи дошкольнику самостоятельно заполнить его. В качестве стрелок могут быть использованы деревянные палочки от эскимо или вырезанные кусочки картона, а числа он должен будет написать самостоятельно.

    Далее попроси его показывать стрелками то время, которое ты называешь и наоборот — сама выставляй стрелки, а он будет определять, сколько времени они означают.

    Если данное упражнение не получилось в полном объеме с первого раза, повтори его через какое-то время еще несколько раз, а пробелы, выявленные в ходе его выполнения, постарайся восполнить.

    8 Преврати определение времени в игру

    Когда ученик уже достаточно хорошо научился разбираться во времени по часам, предложи ему сыграть в легкую игру на воображение. Ты двигаешь стрелку на определенное время, он видит, какое время ты поставила, и начинает изображать, чем он в этом время занимается. Например, время 3 часа — он гуляет с собакой, время 10 часов — он ложиться спать и так далее.

    9 Подари малышу часы на руку

    Как научить ребенка традиционным часам со стрелками? Не секрет, что дети очень любят подражать взрослым. Так, согласно отзывам многих родителей, можно сделать вывод о том, что дети, которым в возрасте от 5 до 8 лет дарили наручные часы, практически сразу учились по ним определять время. Именно так они казались самим себе и в глазах сверстников взрослее.

    Однако даже если у тебя в данный момент нет возможности приобрести такую вещь, вы можете сделать ее с дошкольником самостоятельно, и это тоже послужит прекрасным уроком по изучению часового механизма и определению времени.

    Все, что тебе для этого понадобится:

    • втулка от туалетной бумаги;
    • несколько листов цветной бумаги;
    • ножницы;
    • 2 линейки (обычная и с кругами);
    • клей;
    • фломастер.

    Поэтапный процесс создания поделки ты увидишь в галерее ниже:

    Если малыш уже разобрался во временном исчислении, и прекрасно разбирается в нем, ты можешь просто периодически — 3-4 раза в день — невзначай спрашивать у него «Сколько время?». Так ты доведешь его понимание до автоматизма, и этот вопрос в будущем не будет вызывать у него никакого затруднения.

    Чрезвычайно важно во всем процессе обучения запастись терпением. Ни в коем случае не ругай ребенка, если он не может справиться с каким-либо заданием дольше, чем ты рассчитывала. Лучше, наоборот, похвали его за успехи, а плохо усвоенный материал закрепи еще раз.

    Помни о том, что в данном случае успех зависит в большей степени от тебя и твоего умения объяснять всеми доступными малышу способами.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Об авторе

    Автор Lisa.ru

    Как быстро научить ребенка понимать время по часам? Советы, методики, упражнения | Развитие ребенка

    Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

    Когда начинать обучение?

    Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.

    Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.

    Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.

    Видео учимся понимать время по часам

    Стрелки и циферблат часов

    Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка.

    Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка.

    Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

    Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

    Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

    Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

    Четверть и половина часа

    Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах.

    Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка.

    Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.

    Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

    Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.

    Время до и после полудня

    Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов.

    Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня.

    После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

    Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

    Как научить ребёнка понимать время по часам?

    Игры для закрепления материала

    Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

    • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
    • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
    • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
    • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.

    Советы

    • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
    • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
    • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
    • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
    • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
    • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
    • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

    Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.