Индуизм в xx веке – туризм

1.2.8 Современный индуизм (начиная с XIX века)

Индуизм в xx веке – туризм

Буддизм и индуизм в Индии, особенности отношений

Ареал возникновения и распространения индуизма – Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма «санатана-дхарма»…

Взаимосвязь религиозных направлений с хозяйственной деятельностью

2.1 Традиционный и современный капитализм

Капитализм — это система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства…

География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае

2.1 Индуизм

Основой всех религиозных верований Индии – брахманизма, джайнизма и, наконец, индуизма – стала ведическая религиозная система. Ее возникновение относят к X – VII вв. до н. э. Веды – это собрание гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов…

Дзен (чань) как направление буддизма

3. Влияние Дзэн на современный мир

О своеобразии дзэн А. Уоттс говорил: «Сложность и загадочность, которые представляет дзэн для западных исследователей, есть главным образом результат незнания принципов мышления китайцев, принципов…

Евангельские Христиане-баптисты в России

Евангельские Христиане-баптисты в современный период истории

Со второй половины 60-х годов евангельские христиане-баптисты открытым преследованиям уже не подвергались. Вновь проводились регулярные съезды, поддерживались контакты с зарубежными единоверцами в рамках Всемирного союза баптистов…

Женщины в религии Востока

2.1 Индуизм как религия

Индуизм – это древнейшая религия, уходящая корнями в доисторические времена. По мнению исследователей, создателями первоначальных черт этой религии были люди, отличавшиеся четами негро-австралоидного расового типа. По всей видимости…

Современный ислам: цивилизация бедных

Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза…

4. ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Современное христианское возрождение. Вопреки всем этим трудностям христианство сегодня переживает период подъема. На это указывает целый ряд бесспорных признаков. 1. Продолжается распространение христианства во всем мире…

Образы смерти в мировых религиях

2.4 Индуизм

Реинкарнация в индуизме составляет целую доктрину. В Индии она так сильно укоренилась в сознании людей, что стала его неотъемлемой частью. Одни из первых упоминаний о сансаре сообщают: “Подобно тому, как гусеница, достигнув одной травинки…

Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

2.1.2 Индуизм

Весьма сложную и порой противоречивую религию представляет собой индуизм. Зародилась эта религия в долине Инда в 3 – 2 тысячелетии до нашей эры. Бог в ней представлен как некая безличная субстанция или Абсолют (Брахман)…

Основные направления в исламе и современный мусульманский мир

Глава 2. Современный мусульманский мир

3.9 Современный буддизм-ламаизм

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники – буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи…

Религиозный экстремизм в России

1. Современный религиозно-политический экстремизм и сектантство

Конец ХХ – начало ХХI вв. стали свидетелями существенного повышения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Многие экстремистские проявления имеют религиозную окраску…

III. Индуизм – содержание и назначение

Не став господствующей религией в Индии, буддизм получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, — в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство…

3.2 Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог – творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма – это управитель и создатель мира…

Индуизм в современной Индии

Индуизм в xx веке – туризм

Индуизм – общее духовное наследие народов и, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм.

Индуизма придерживается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пуран и противопоставляемая, как, например, в Акте от 1955, кодифицировавшем индусское гражданское право, мусульманам, зороастрийцам, евреям, христианам, а иногда также буддистам,джайнам и сикхам.

В Индии (где его испо­ит приблизительно 83% населения) и Непале Индуизм имеет статус национальной религии.

Кроме того, Индуизм – из самых распространенных мировых религий наряду с буддизмом, христианством и исламом, имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, Индонезии (о-в Бали), Юго-Восточной Азии, на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане, ЮАР и снискавшая в этом столетии некоторую популярность в Европе и Америке.

О размахе индуистских исследований в мире может говорить готовящаяся к публикации иллюстрированная 18-томная «Энциклопедия Индуизма», которая охватит свыше 10 000 статей, принадлежащих 1250 ученым из разных стран.

Сак и термин “Индия”, слово “Индуизм” восходит к персидскому “хиду” (позднее “хинду”, житель Синда, Индии – надписи в Накш-и-Рустам и Персеполе царей Дария, 522 – 486 до н.э., и Ксеркса, 486 – 465 до н. э.) носит географический характер (то же, что и «индианизм») и не встречается в индийских священных книгах. Как религиоведческий термин “Индуизм” был введен европейцами в 19 в.

для обозначения верований, зародившихся в Индии, в силу этого он настолько же объемен, как и понятие “европейская культура”, и отличается крайней аморфностью. Различия между исламом и христианством или между иудаизмом и зо­роастризмом менее выражены, чем между какими-либо крайними течениями Индуизма. Индуизм не сводим ни к поня­тию “религия”, ни к понятию “философия”, в нем не­возможно выделить ни общего кредо, ни набора догм. В нем нет универсально принятого канона, вероуче­ния, церкви или ритуала, ибо это – не одна, а группа родственных идеологических и религиозно-фило­софских систем, связанных до некоторой степени общностью территории, исторических судеб, литературного и культурного наследия.[1]

В 19 – первой половине 20 веков в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи необычайно гибким, «ответил на вызов новых изменений очередной трансформацией.

Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей, начавшееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отношений. В таких условиях и были предприняты первые попытки реформации индуизма. Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833).

Обладавший широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бенгальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии национальных газет и светских школ – колледжей, а также создал в 1828 г.

религиозное общество “Брахмо самадж” – “Общество Брахмы”, единого Бога, которому должны были поклоняться не только индусы, но и мусульмане и христиане. В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии зачастую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную реформацию и просветительство.

И именно в работах Рам Мохан Роя наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучительным положениям. Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество “Арья самадж”.

Близкое к “Обществу Брахмы” по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, “Арья самадж”, однако, отказалось от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг “Назад, к Ведам!”.

Обращение к древней индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то время как численность “Брахмо самадж” не превышала 10 тыс. человек).

Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло крестьянских масс, как в Европе, и с течением времени движение реформации “навстречу массам” все более опиралось на индуистскую традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие, как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-прежнему существует в массовом религиозном сознании в устоявшихся, привычных формах.[2]

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836 – 1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.

После смерти Рамакришны его последователями была создана всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название “Миссия Рамакришны”.

Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863 – 1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель которого – охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире.

Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии.

Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих действиях в первую очередь руководствовался постулатом: “Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они – другой. Соединение обеих – вот что необходимо”. Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.[3]

Итак, на первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций «Брахмо самадж» и «Арья самадж», пересматривали содержание религии, обращаясь к ее богатому прошлому, пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его, пересмотрев идею Бога, понятие религиозного авторитета и роль брахманов, сократить внешнюю обрядность и заменить ее методами внутреннего самосовершенствования, утвердить идею равенства людей перед Богом и т. д. В условиях колониаль­ной зависимости индуизм все больше утверждал­ся как национальная религия и незыблемая осно­ва национальной традиции. Рам Мохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмот­реть концептуальные основы индуизма, но и пыта­лись его модернизировать, связать с национальной идеей. Однако новые идеи, выдвигаемые реформатора­ми, постепенно все больше сближались с традици­онным индуизмом и опять (в который раз!) втяги­вались им. Их компромиссное примирение и объ­единение произошло в учении Рамакришны. Новое перестало противопоставляться старому, традици­онному индуизму и осмысливалось теперь как один из его естественных элементов.[4]

На следующем этапе индуизм все больше стано­вился средством решения общественных и полити­ческих проблем, а борьба за национальное освобож­дение стала принимать характер выполнения рели­гиозного долга и тем самым была как бы освящена индуизмом.

На религию сознательно опирались некоторые политики, взывая к «индуистскому» мыш­лению народа. Одним из них был Мохандас Карамчанд Ганди (1869 – 1948), возглавивший борьбу индийского народа и сочетавший в себе качества традиционного индийского аскета и религиозного мыслителя с чертами современного политика.

Реформаторы вынашивали и идею создания единой национальной религии, которая соединила бы в се­бе суть всех религий и смогла бы выполнить роль высшей формы познания.

Тем временем традиционный индуистский ком­плекс верований, идей, культов, обычаев и обрядов, сохраняющийся среди многочисленного сельского на­селения, существовал по своим законам и в основе своей почти не менялся.

К нему прибавлялось что-то новое, но оно вписывалось в уже существующий кон­текст и получало опору в старых, исконных установ­лениях. Таким образом, индуизм и на этот раз выпол­нил свою неизменную роль мощного культуротворящего источника общеиндийской традиции и идейной силы, которая оказалась способна наилучшим обра­зом противостоять всем чуждым влияниям.[5]

Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX века.

Политическая жизнь современной Индии отражена в контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекала параллельно с процессом трансформации этой религии, вызванным коренными структурными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всего становлением и развитием капиталистических отношении. В политике Индии 80-х годов XX в.

“индуистский фактор” преломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, включающего обращение к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности (“индиец = индуист, индус”).

Отчетливо обнаруживается историческое противостояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответственно ок. 83 и 11% населения страны. Взаимоотношения индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами, христианами и пр.

) не носят столь напряженного характера, но внимание коммуналистов неизменно приковано к электоральному поведению представителей этих религий. Еще до независимости в Индии возникли две крупные коммуналистские организации – Хинду Махасабха (практически прекратившая свое существование после 1947 г.

) и Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), объединяющая сегодня десятки тысяч индусов и выполняющая роль главного центра и поставщика кадров индуистских коммуналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической борьбе.

С начала 80-х годов выразителем политических устремлений РСС стала Бхаратия Джаната Парти, набравшая силу и популярность в течение десятилетия и добившаяся феноменального успеха на выборах в парламент страны 1991 г. Особенностью 80-х годов стала резкая конфессионализация общественно-политического сознания подавляющей части населения, о чем говорит в том числе и стремительный рост численности различного рода коммуналистских организаций и группировок. В стране насчитывается более 500 индуистских объединений, в деятельности которых принимает активное участие несколько миллионов человек.[6]

В настоящее время индуизм, оставаясь осно­вой мировоззрения для миллионов индийцев, со­храняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменение роли и статуса жреческого сословия и разрушение неко­торых традиционных религиозных ценностей.

Со­временные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям нынеш­ней жизни.

Появляются новые гуру, возводятся но­вые культовые сооружения, издаются новые книги по разным вопросам религии, высказываются мыс­ли о духовной общности всех религий и об инду­истском мессианстве.

Заметным явлением стал и экспорт индуизма в страны Запада, где он иногда играет не последнюю роль в религиозной жизни больших городов. Индуизм за всю чрезвычайно длительную историю своего существования проде­монстрировал целый калейдоскоп своих уникаль­ных особенностей.

Пожалуй, ни одна из известных религий, по словам А. Барта, «не явилась столь податливой, столь способной обле­каться в самые причудливые формы, столь находчи­вой в примирении всех крайностей; ни одна не обладала такой способностью постоянно порождать новые секты, даже великие религии и, таким образом, постоянно возрождаясь из самой себя, про­тивиться всем причинам разрушения».[7]

[1] «Эзотеризм». Энциклопедия. Издательство «Интерпрессервис», «книжный дом», Минск, 2002. Стр. 411.

[2] «Основы религиоведения. Учебник». Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков. Под ред. И. Н. Яблокова. Издательство «Высшая школа», М., 1994. Стр. 83 – 85; «Иллюстрированная история религий». Том 2-й. Издание второе. Спасо-Преображенский монастырь, М., 1993. Стр. 141 – 142.

[3] «Основы религиоведения. Учебник». Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков. Под ред. И. Н. Яблокова. Издательство «Высшая школа», М., 1994. Стр. 83 – 85.

[4] Альбедиль М. «Индуизм: творящие ритмы». Издательство «Азбука-классика», С.-П., 2004. Стр. 106.

[5] Альбедиль М. «Индуизм: творящие ритмы». Издательство «Азбука-классика», С.-П., 2004. Стр. 107.

[6] «Основы религиоведения. Учебник». Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков. Под ред. И. Н. Яблокова. Издательство «Высшая школа», М., 1994. Стр. 83 – 85.

[7] Альбедиль М. «Индуизм: творящие ритмы». Издательство «Азбука-классика», С.-П., 2004. Стр. 107 – 108.

Индуизм (стр. 3 из 8)

Индуизм в xx веке – туризм

В это время появились учителя нового типа: тапасины (от слова тапас – жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы). Они были озабочены мирововззренческими проблемами и ставили под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуальной программы поведения, связанной с брахманизмом.

В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями шраманские учителя следовали жесткому и суровому аскетизму. При этом каждый из них разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали существовать и традиционные брахманисты.

Противоборствующие стороны нередко встречались на диспутах, которые сыграли роль своеобразных “лабораторий”, поставляя ярких мыслителей для разных течений религиозно-философской мысли. Некоторые шраманы объединялись вокруг самых популярных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов.

В то время существовало множество разных групп и школ, большая часть которых тогда же и вымерла. Тем не менее они заложили мощный фундамент для последующего философского развития индуизма.

1.2.6

Примерно в этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию.

В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и некоторые дхармашастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме – непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии.

Позже из них развились самостоятельные науки.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения “Махабхарата” и “Рамаяна” колоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма.

На протяжении многих веков эпос способствовал вырабатыванию индуистских религиозно-филососфских доктрин и принципов и потому в полной мере может считаться энциклопедией индуизма. Эпос отразил ранний этап фрмирования собственно индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Именно мифология определила в них и сюжетный ход, и характеры главных героев.

В собственно эпические тексты включены не только многочисленные мифологические фрагменты, но и философские и этические доктрины. Роль эпоса в индуизме сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев.

Мифологические образы и Вишну, и Шивы имели истоки в глубокой древности. В ведийских текстах они не играют заметной роли, но позже оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований.

Каждый из этих божеств стал центром сложного и обширного культа, в котором эмоциональная сторона стала доминирующей.

Древним прообразом Вишну было ведийское солнечное божество, соратник Индры, прославившийся тремя шагами, которыми он охватил всю вселенную.

Позже, в результате соединения с местными верованиями, его традиционные атрибуты и характеристики поменялись.

Одной из моделей ассимиляции местных культов стала концепция аватары (“нисхождения”), другой – доктрина вьюх (эманаций божества). В результате этого синтеза Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.

Шива “вырос” из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики – эротизм и аскетизм, которые и стали определяющими.

Ведийским предком Шивы был Рудра – зловещее стихийное божество. Существенная часть культа Шивы – связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка.

Один из самых популярных иконографических образов его – Шива Натараджа, “царь танцев”, создающий и разрушающий миры силой своей игры.

На базе шиваитских текстов в XI веке оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

С бхакти был связан настоящий “взрыв” храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ.

Храмы становились местами паломничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды.

Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество, поэтому с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

На этот же период приходится становление тантризма – важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии.

Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах.

Для достижения высшей жизненной цели – освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.

В XIX- первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги.

Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи гибкой системой, “ответил” на новые изменения очередной траснформацией.

На первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций “Брахмо самадж” и “Арья самадж” пересматривали содержание религиии пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его.

В условиях колониальной зависимости индуизм все больше утверждался как национальная религия. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмотреть концептуальные основы индуизма, но и пытались его модернизировать, связать с национальной идеей.

И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей.

Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни.

Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.

Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных аспектах.

Доминантой длительного и сложного процесса становления сводно-синтетических основ индуизма было постепенное преодоление эзотерического характера ведическо-брахманистских принципов древнеиндийской культуры.

Конечно, на высшем уровне религиозной системы индуизма ученые брахманы, аскеты, монахи, йоги и иные религиозно активные слои сохраняли и развивали казавшийся им глубоким и сокровенным тайный смысл их доктрин со всеми присущими им головоломными абстракциями, теориями и изощренной практикой достижения спасения и освобождения.

Благодаря их усилиям все богатство древнеиндийской религиозной культуры явственно предстает взору исследователя в наши дни.

Но главным направлением эволюции в процессе становления индуизма было иное: доступная массам религиозная доктрина возникла в ходе переработки, подчас примитивизации и вульгаризации древних философских теорий и метафизических построений.

Преломленные сквозь призму мифо-поэтического восприятия, обогащенные неарийскими и доарийскими верованиями, суевериями и божествами, ритуально-культовыми домашними обрядами, древние ведические принципы в упрощенном виде стали доступными для всех. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с ее этической основой, о святости вед, он не отказался от идеи аскезы с представлением о сверхъестественных возможностях тапаса. Однако все это было до предела упрощено, что наиболее заметно на примере трансформации пантеона.

Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие из них, да и то в основном из-за упоминания в мифах и распространенных эпических сказаниях, сохранились в памяти народа. Не сумели заменить их и божества брахманизма (Брахман, Атман, Тот, Пуруша) вследствие их метафизичности и абстрактности.

Правда, эти божества продолжали существовать в памяти и действиях религиозно активных групп населения, были богами жрецов-брахманов, аскетов-тапасья, йогов и т.п.

Однако подавляющая часть народа не могла воспринимать и тем более любить таких богов, восхищаться ими, уповать на их помощь, реально и зримо представлять себе их силу и могущество, их власть и возможности – слишком далеки от людей были эти боги.

Неудивительно поэтому, что в упрощенном и переработанном для нужд широких народных масс индуизме на передний план вышли новые божества, точнее, новые ипостаси все тех же древних, чуть модифицированных богов, которые были давно известны, но обрели новую жизнь и высочайший престиж именно в рамках заново складывавшейся религиозной системы индуизма. Эти боги были ближе и понятнее людям. Разумеется, их несколько иначе и почитали.

Индуизм – невероятная религия

Индуизм в xx веке – туризм

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга.

Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек.

Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы.

Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Индуизм в xx веке – туризм

11 декабря 2014 г.

Очередная лекция по Истории религий прочитанная Алексеем Волковым 8 декабря 2014 года была посвящена теме: “Современный Индуизм”.

Смотреть видеозапись лекции

Индуизм, существующий в современных формах, возник как некая реформа древних индийских верований в ответ на возникновение в Индии буддизма и джайнизма. Индуизм – это не какая-то конкретная религия со своей вероучительной доктриной и набором правил, регламентирующих благочестие. Нет.

Индуизм – это скорее национальная традиция, насквозь пропитанная религиозностью, которую индийцы «впитывают с молоком матери». У нее есть некоторые черты. Во-первых, это ее исключительно национальный характер (индуистом не возможно стать, им можно только родиться).

Во-вторых, инклюзивизм, то есть способность «впитывать» в себя любые идеи, даже самые противоречивые. В-третьих, наличие высокоразвитого изобразительного искусства. В-четвертых, кастовая система. И в-пятых, авторитет Вед. Правда, на смену старым ведическим богам в современном индуизме пришли новые.

Так, например, безликий Абсолют – Брахман – стал вполне конкретным божеством – Брахмой, со своим изображением, храмами и культом. Брахма является главным богом в «священной» троице  главных богов индийского пантеона (Тримурти). Однако культ его не развит.

Храмы в честь Брахмы в Индии исчисляются единицами, тогда как храмы в честь Вишну и Шивы (двух других главных богов индийского пантеона) – десятками тысяч. Подавляющее большинство индуистов – поклонники Вишну. Они остальных богов и культурных героев считают его авотарами (олицетворениями). Вишну «добрый бог». Он всем и всегда помогает.

Он примерный семьянин, нежно любящий свою супругу Лакшми. И та отвечает ему взаимностью. Шива – его противоположность. Это бог разрушитель, генетически восходящий к ведическому Рудре. У него три глаза. Третий глаз открывается тогда, когда Шива гневается.

Шива – эдакий «неприхотливый спецназовец», способный подолгу пребывать без нормальной пищи и комфорта. Поэтому Шива – покровитель индийских аскетов – йогенов. Индийские йоги, кто они? Это в основном поклонники Шивы. У Шивы есть жена, которую он очень любит, богиня Кали. Она ужасна! Один вид ее чего стоит.

Изо рта у нее всегда высунут синий язык и торчат клыки. В десяти руках оружие. На шее ее ожерелье из человеческих черепов, а юбка – из отрубленных рук ее врагов. Ей до сих пор приносятся кровавые жертвы. А до середины XIX века в Индии была секта тугов (тхагов), ее поклонников, которая вошла в «Книгу рекордов Гиннесса». Так как только лишь за 100 лет своего существования (с 1740 по 1840 годы) члены этой секты в честь своей богини Кали умертвили 2 миллиона человек (!!!).

   Кроме Вед, в индуизме популярны эпические произведения «Рамаяна» и «Махабхарата». Махабхарата – это гигантское произведение, по масштабам превосходящее «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятых в несколько раз. В Махабхарате есть фрагмент, который называется «Бхагават-гита» (божественная песнь).

В нем говорится о том, как возничий царя Арджуны по имени Кришна объясняет ему, почему тот должен продолжить братоубийственную войну. Этот текст является основанием для культа Кришны в Индии. Однако, наши «отечественные кришнаиты» к этому культу никакого отношения не имеют.

Источником их религиозного вдохновения являются не Веды (как они уверяют), ни Махабхарата, а «литературные шедевры» основателя секты «Международное Общество Сознания Кришны» Свами Прабхупады. Одной из существенных черт индуизма является наличие «гуруизма», то есть абсолютного и безусловного подчинения своему гуру (учителю).

Особенно это касается тантрических сект, в которых гуру обладает «тайным знанием» – тантрой, и псевдо-индуистских сект типа «Международного Общества Сознания Кришны», весьма распространенных в современном мире.

   Тесное знакомство Европейской культуры с культурой Индии в XIX веке привело к созданию таких квази-религиозных химер как «Теософия» Елены Блаватской в Европе и «Неоведанты» в Индии.

Идейным вдохновителем последней был религиозный деятель по имени Вивекананда.

Именно он предложил весьма распространенную в современном мире идею о том, что «де все религии разными путями ведут к одному и тому же Богу».

 Эта идея оказалась столь соблазнительной, что в XX веке на ее основе в мире возникло целое движение «Нью Эйдж» (англ.- New Age, «Новая Эра»). Идеология Нью Эйдж по мысли участников этого движения должна прийти на смену христианству (равно как и всем прочим религиям).

 В реальности это движение представляет из себя некую оккультную среду, в которой плодятся и размножаются всякого рода секты и деструктивные культы. Они не несут в себе той созидательной культурной мощи, которую имеют более традиционные религии.

А порой наоборот наносят колоссальный ущерб и всему обществу в целом и своим адептам в частности.

   

Индуизм

Индуизм в xx веке – туризм

   

Индуизмчасто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков.

Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей.

Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках “Индуизма” ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы…Приблизительно в 1500 до н.э.

, когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем “синкритизации” и “брахманизации”, и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет.

А теперь и в каждой части мира.

Индуизм – это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге – их много, все равной важности – или на словах одного или многих пророков.

Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств.

Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , , смартизм и шактизм.

Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.

Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе.

Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет.

Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути – это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были “услышаны” мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников.

К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга – руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют  поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.

Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, “душа мира”).

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий – ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

Намасте индия | кратко об индуизме

Индуизм в xx веке – туризм

Индуизм – одна из самых древнейших религий, которую часто описывают как совокупность различных религиозных течений, традиций и философских школ. Обыкновенно ученые возводят истоки индуизма к II-III тысячелетию до новой эры, когда существовала еще протоиндийская цивилизация.

С тех времен религия не сильно претерпела изменения, пронеся через века практически все традиции архаической культуры, так что можно говорить об индуизме как о самой старой и неизменной религии мира. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Статуя Шивы, Харидвар @Photo: Ivan Orlov

Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Индуизм исповедуют около 1 млрд человек – это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие характерные для индуизма идеи, как карма, йога и вегетарианство.

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях.

Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих.

Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Шива; и бог-творец Брахма.

При первом знакомстве с Индией в целом и с индуизмом в частности каждый поражается, как же можно верить в такое огромное количество богов? Все гораздо глубже, чем кажется в начале. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает Вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею.

Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями.

В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах – в форме Кришны как прекрасного юноши или всемогущего правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.

Хотя индуизм часто характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём действительно являются разные божества, многие индуисты считают их лишь различными ипостасями или проявлениями единой духовной сущности. Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

“Индуизм – это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения. “

! Нет времени читать? Сохрани к себе на стену, прочитаешь позже!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.