Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности.

В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию.

Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Буквы русского алфавита

Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И.

А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память.

Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание.

Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Карточки для запоминания букв

Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения.

Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство.

И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

Мягкие игрушки для изучения алфавита

Правила обучения

  • Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.

  • Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
  • Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
  • Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Совместное обучение в игровой форме очень эффективно

  • Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
  • Конечно, нужен индивидуальный подход.
  • Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
  • Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

    Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий.

    А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

    Как правильно учить с дошкольником буквы

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

    Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

    У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

  • По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
  • Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.

  • По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.

    Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться.

    Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения.

    Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

  • Рекомендации по знакомству с алфавитом

    Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

    • Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
    • Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
    • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
    • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
    • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
    • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

    Игры и упражнения для домашних занятий

    Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках.

    Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение.

    Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

    Строим необычный дом

    Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

    • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
    • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
    • покажем правильный кубик — отгадку, например, на загадки с буквой б:

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    • Орешки я грызу (белка)
    • Есть в реке работники Ни столяры, ни плотники, А выстроят плотину —
    • Хоть пиши картину (бобры)
    • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

    Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

    Где спряталась буква

    Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу «горячо — холодно».

    Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов «холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо». На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой.

    Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

    Кто быстрее соберет буквы

    Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать.

    Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: «К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка». Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений.

    Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

    Мешочек с буквами

    Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту «чудесного мешочка».

    Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, «р»: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот.

    Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

    На что похожа буква

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О — баранка, колесо, У — веточка с дерева упала, Ж — жучок, П — воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

  • Б похожа на трубу, Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!
  • Похожа В, сомнений нет, На крендельки, велосипед.
  • Буква Д смотрите, вот К нам корабликом плывет.
  • Буква Ж совсем как жук Примостилася на сук.
  • Развивающие онлайн — игры

    Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн — игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное — помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут.

    Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн — игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников — запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах.

    Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

    Говорящий алфавит для детей

    Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай!

    В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

    Cоединить точки

    Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн — игр «Лисята», в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка.

    Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) — раскрашены в красный цвет, согласные — в синий (твердые), в зеленый (мягкие).

    Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

    Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

    Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

    Аппликация

    Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

    Рисование

    Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

    Лепка

    Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

    Конструирование

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

    33 родных сестрицы, писаных красавицы: учим буквы и алфавит с ребенком

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Многие родители задумываются о том, что когда-то придётся учить своего ребёнка грамоте. И тут встаёт огромное количество вопросов, например, в каком возрасте лучше учить ребёнка алфавиту.

    Как это сделать так, чтобы не сильно загрузить детский мозг, чтобы ребёнок не переутомился? Вообще, в каком возрасте наиболее эффективно начать учить ребёнка грамоте?

    Эти и другие вопросы у неподготовленного родителя могут вызвать ступор потому, что без специальных знаний можно не только не научить грамоте, но и навредить ребёнку.

    Поэтому подходить к обучению своего чада нужно во всеоружии, тщательно изучив мнение компетентных специалистов и прочитав соответствующую литературу.

    С какого возраста можно начинать учить ребенка буквам и алфавиту

    Разные родители учат своего ребёнка в разном возрасте. Есть передовые родители, которые считают, что учить нужно алфавиту как можно раньше и начинают учить своего ребёнка, когда ему год или даже года ещё не исполнилось.

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Но такие родители редкость. Многие родители вообще не утруждают себя какими-то специальными занятиями по обучению своего чада азам и считают, что ребёнок, рано или поздно, всему сам научится в детском саду или школе.

    Эти два крайних варианта, наверное, не совсем верны, так как неправильно как пускать дело на самотёк, так и мучить своего годовалого ребёнка, обучая его буквам, которые он, вполне возможно, через 2-3 года попросту забудет, так как не будет иметь практики пользования алфавитом.

    Наиболее реальный возраст обучения алфавиту где-то с 4,5-5 лет, чтобы ребёнок к подготовительным классам или к школе уже хорошо знал алфавит и был подготовлен.

    Упражнения, методики, техники, которые могут помочь ребенку быстрее научиться

    Существует огромное количество специальных методик, начиная с детских раскрасок, в которых ребёнок раскрашивает различные буквы алфавита и изучает их, и заканчивая компьютерными онлайн-азбуками, загруженными программами в IPade.

    Можно испечь красивые вкусности в виде букв. Это тоже отличный способ познакомить малыша с азбукой. Главное тут не переусердствовать, чтобы не ударило по здоровью.

    Также есть методика обучения буквам в строгой последовательности.

    Автор этой методики предлагает ребёнку сначала выучить 10 гласных, как он говорит, главных букв. Эти гласные идут в рифму и запомнить их даже маленькому ребёнку не должно составить большого труда.

    Эти буквы идут такими парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е.

    • Автор методики утверждает, что за 5 уроков по 5-7 минут можно выучить все эти гласные.
    • Как же конкретно нужно обучать малыша азбуке?
    • Учим с ребенком буквы — программа «Домоводство»

    Изучаем буквы

    Самое простое — это вырезать буквы из листа А4 и подвешивать перед ребёнком, чтобы он понемногу привыкал к ним. В этом процессе задействована и зрительная память.

    Нужно абсолютно ненавязчиво, для начала, показывать ему различные буквы алфавита.

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Важно! Не должно быть никаких экзаменов малыша! Не нужно требовать результат любой ценой! Нужно в игровой форме пытаться научить кроху запомнить буквы.

    Существует мнение, что правильным подходом в изучении букв является запоминание звуков, а не букв. То есть учится сам звук «б», «в» и так далее. А не «бэ», «вэ».

    Как выглядит сама буква и как она называется — это уже второй вопрос. Если сразу учить ребёнка всему, велика вероятность, что он запутается и вообще ничего не поймёт.

    Дети очень хорошо запоминают буквы, если они нарисованы в виде животного или птицы. То есть ассоциируются с образом.

    Будет хорошо, если к каждой букве будет нарисована картинка, чтобы у ребёнка развивалось ассоциативное мышление. Например, А c автобусом, нарисованным на карточке. В с вишней, также нарисованной и так далее.

    Первые буквы должны быть выделены красным цветом. Известно, что красный цвет привлекает внимание детей. Так им намного быстрее удастся выучить буквы.

    Уроки тетушки Совы — Азбука, все буквы

    Также, учитывая огромную роль игрового обучения ребёнка, можно вовлечь его самого в процесс.

    Можно вылеплять, например, из пластилина, различные буквы. Это будет очень интересно малышу, а также подключит двигательную память.

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

  • Еще есть такой способ обучению буквам — это магниты.
  • Дети очень любят играть с магнитами, и если они сделаны в виде различных букв, то это тоже будет способствовать запоминанию.
  • Будет неплохо, если вы вышьете красивыми буквами имя малыша на его курточке или другой одежде.
  • Если он будет постоянно видеть эти буквы, наверняка он их быстро выучит.
  • Очень важно знать, что если вы учите ребёнка буквам, то нужно сразу учить их писать. Это многократно усилит эффект обучения.

    Очень эффективным способом выучить алфавит является его пение!

    Выучите специальную песенку или мелодию и частенько напевайте вместе с малышом, и он запомнит алфавит неосознанно, вместе с песней.

    Когда выучены какие-то буквы, можно переходить к простейшим словам: па-па, ма-ма и так далее.

    Песенка-алфавит для малышей

    Подведем итоги

    Вы должны чётко усвоить, что для успешного обучения ребёнка азбуке вы не должны применять какие-либо меры насильственного навязывания букв ребёнку.

    Всё должно происходить максимально естественно, не обременительно для ребёнка. Лучше всего в каких то игровых формах. Не нужно сидеть с букварём и «учить» ребёнка грамоте насильно, если он активно сопротивляется и не понимает.

    • Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

      Лучше всего, когда ребёнок сам начинает интересоваться буквами, различными картинками и сам захочет узнать, что же интересного написано в книжке.

    • Самое лучшее средство научить ребёнка азбуке, это пробудить в нём любопытство к буквам.
    • Если ребёнок заинтересуется, если он будет с искренней радостью играть в игры, связанные с буквами, которые вы ему дадите, то успех в изучении алфавита обязательно придёт.
    • Важно знать, что если ребёнок не созрел для изучения алфавита, если ему это неинтересно, дискомфортно, он не хочет ни играть в игры с буквами, ни изучать их, то лучше подождать какое-то время и попробовать изучать буквы позже.
    • Вполне возможно, через некоторое время, это станет ему интересно.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Как научить ребенка буквам алфавита?

    Многие родители задумываются, как научить ребенка алфавиту? В каком возрасте приступать к обучению? Чтобы кроха был подготовлен к учебному процессу, знакомить его с буквами нужно еще до школы. Детсадовец уже способен понять и запомнить алфавит — основу письма и чтения.

    Когда пора начинать обучение?

    По мнению некоторых ученых, учить алфавиту следует практически с рождения: с 2-3 месячного возраста. Однако многие специалисты говорят о нецелесообразности такого обучения и советуют подождать, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

    К этому возрасту малыши становятся очень любознательными и проявляют тягу к познанию нового. Если вы решили начать обучение крохи буквам до 2-летнего возраста, следите за нагрузкой.

    Переутомление плохо скажется на неокрепшей нервной системе малыша, а его интерес к занятиям пропадет надолго.

    Большинство педиатров и педагогов советуют приступать к освоению алфавита после 3-летнего возраста. Именно с 3 до 11 лет любознательность крохи находится на пике. В этот период высока его обучаемость.

    Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому выбирать возраст, подходящий для обучения буквам, родителям придется самостоятельно.

    Ребенок не готов к освоению алфавита, если он не выговаривает многие звуки, заикается, запинается при произношении. Важна и психологическая готовность крохи.

    Результат обучения будет малоэффективным, если во время уроков малыш будет быстро утомляться, часто отвлекаться, плачем реагировать на свои ошибки.

    Как подготовить малыша?

    В первую очередь важно привить любовь крохи к чтению. Ежедневно читайте ему короткие увлекательные истории, сказки, стихи. При этом придерживайтесь простых правил:

    • разрешайте малышу самостоятельно выбирать книгу для чтения;
    • позволяйте ребенку самому перелистывать страницы;
    • обращайте внимание малыша на иллюстрации;
    • обсуждайте с ребенком прочитанное доступным ему языком, учите его делать краткий пересказ;
    • если малыш пробует все на зуб, приобретите для него книги с резиновыми или плотными картонными листами.

    Игровые методы обучения детей до 3 лет

  • Карточки с рисунками. Напишите на листе бумаге крупную букву, рядом наклейте несколько картинок, изображающих предметы, начинающиеся с этой буквы. Развесьте их на стене и чаще обращайте на них внимание крохи.
  • Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Азбука на магнитах. Очень удобны буквы, которые с помощью магнитов крепятся на холодильник. Малыш в любое время может передвигать их, складывая слова.

  • Съедобные буквы. Обучить ребенка азбуке можно даже за едой. Сделайте выпечку в виде букв, сложите алфавит из фруктов, веточек зелени, орешков.
  • Развивающие мультфильмы. Включая их ненадолго ребенку, можно закрепить результат, полученный в процессе основного обучения.
  • Обучение алфавиту детей постарше

  • Настольные игры. Приобретите лото, домино, кубики с буквами. Выбирайте самые простые изображения, чтобы лишние детали не сбили ребенка с толку.
  • Мастерская букв.

    Как научить ребенка алфавиту по азбуке, сделанной его руками? У дошкольника хорошо развита мелкая моторика и воображение, поэтому предложите ему самостоятельно слепить буквы из пластилина, сложить их из камешков, склеить из макаронных изделий или крупы.

  • Ассоциации. Найти отражение в буквах может все, что окружает вас с малышом.

    Пусть определенные предметы ассоциируются у него с конкретными буквами. Нарисуйте тигра, похожего на букву «Т», обезьяну, свернувшуюся буквой «О», крокодила с открытой пастью в виде буквы «К».

  • Основные нюансы обучения

    Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

    Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

    Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

    Закрепляем материал

    Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

    Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

    Как научить ребенка буквам

    Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

    Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

    Когда лучше приступать к изучению алфавита

    Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут.

    Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению.

    Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

    Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

    Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

    Можно начинать учить буквы если ребенок:

    • легко концентрируется во время развивающих занятий;
    • обладает хорошей зрительной памятью;
    • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

    Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

    Пособия в изучении алфавита

    Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

    • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
    • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
    • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

    Методики

    Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

    Методика запоминания букв по образам

    Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

    Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

    Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

    Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

    Говорящая азбука — эффективное средство изучения звуков и букв ребенком

    Интересная методика Бахтиной

    В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

    Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

    Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

    Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.

    Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

    Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

    Основные рекомендации в изучение букв по классической методики

    Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

    • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
    • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
    • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
    • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К».  Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
    • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
    • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

    Подробней об этих и других рекомендациях — в отдельной статье по ссылке. 

    Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить  изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

    Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

    • Преподаватель, специалист детского развивающего центра
      Дружинина Елена
    • Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

    Как научить ребенка алфавиту?

    Наверное, не найдется таких родителей, у которых не появлялось бы желание выучить с ребенком азбуку. Другой вопрос, что одни из них начинают заниматься с детьми, другие все-таки оставляют это специалистам — школе или столь популярным развивающим занятия по подготовке.

    Когда лучше начинать учить детей буквам и чтению?

    Педагогами и психологами выработано мнение, что готовность к обучению чтению вырабатывается приблизительно в 5 лет. Как раз перед поступлением в 1 класс обычно детей и начинают учить читать.

    А вот учить буквы можно значительно раньше. Уже в 3-4 года дети проявляют интерес к буквам и обучающим занятиям. Именно это время идеально подходит для начала освоения азбуки.

    При этом с 5-6 лет можно как раз и приступать к обучению чтению. Буквы выучены крепко-накрепко, всеми возможными способами. Как раз к этому времени подоспело и нужное развитие мозга и способностей к более серьезному обучению.

    Важно только не перегружать ребенка. В раннем возрасте информация должна давать дозировано и обязательно в игровой форме.

    Стоит ли обучать малышей азбуке до трех лет?

    Методика Глена Домана

    В принципе существуют методики по обучению детей с самого раннего возраста. К примеру, система Глена Домана. В ней предлагается начинать заниматься еще до того, как малышу исполнится год.

    Система подразумевает автоматическое запоминание ребенком написанного слова целиком. Родители должны с определенной периодичностью просто показывать карточки со словами.

    Кубики Зайцева

    Еще большую популярность приобрела методика с использованием кубиков Зайцева. Она основана на запоминании так называемых складов — одного согласного звука в сочетании с гласным или мягким, твердым знаком.

    Кубики имеют разный цвет и даже звучание, соответственно у ребенка задействованы одновременно различные центры восприятия. Занимаясь с такими кубиками, дети довольно быстро осваивают чтение.

    Оправданно ли такое раннее обучение? Это решать только родителям. Взвесьте все плюсы и минусы. И не забудьте, что без регулярного применения, знания будут забыты. Кроме того, в школе обучение будет идти по другой системе и ребенок может запутаться.

    Традиционное обучение предлагает начинать с последовательного изучения букв, которые потом будут складываться в слоги. Именно так учат детей в наших школах.

    Учим буквы в 3 года: игра и только игра

    Научить ребенка буквам в раннем возрасте можно только через игру. Ребенок еще не способен да и просто не хочет учиться «как в школе». Для этого он пока слишком мал.

    Разучиваем звуки и буквы

    Специалисты по дошкольному обучению рекомендуют учить таких маленьких детей только звукам. Пока малышу еще трудно разделять понятия звука и буквы. Показывая ему букву «М» сообщите, что эта буква «говорит» «ммм». Малыш уже учил как говорит кошечка и собачка, и с другими звуками вполне готов справиться по аналогии.

    Яркие карточки с нарисованными буквами и картинками можно показывать каждый день. Только не нужно слишком много информации. Большой путь начинается с первых шагов.

    Выучив несколько букв, можно будет переходить к следующим.

    Используем нестандартные подходы

    Чтобы ребенку было интересно, старайтесь придумывать разные подходы.

    Песня про буквы

    Например, буквы можно петь. Выучите с ребенком песенку про алфавит.

    Игра «Ассоциации»

    Придумайте вместе, на что похожа каждая буква. На листе бумаги нарисуйте букву и превратите ее во что-то. Например, из буквы Ж получится отличный жук.

    Играем в пазлы

    Карточки в буквами можно разрезать на две или больше частей и предложить ребенку собрать все заново. Пазлы могут быть только с буквами, а могут — с буками и картинками.

    «Сделай сам»

    Буквы в прописях писать еще рано, но из можно сделать. Из подручного материала. Выложить из веревочек, спичек, слепить. Убиваем сразу двух зайцев: учим буквы и развиваем мелкую моторику.

    Занимаемся с детьми постарше: азбука в 4-5 лет

    Лет с 4-5 можно расширить и усложнить ваши занятия. В этом возрасте дети могут сами писать буквы, смотреть развивающие мультики про буквы и заниматься по различным пособиям. Но все равно основным способом познания остается игровой.

    Магнитная азбука

    Ее не оставляет без внимания ни один ребенок. Детям нравится прицеплять магниты на любые поверхности, так можно и развлекаться и играть. Называйте буквы, переклеивая их с одного бока холодильника на другой.

    Так ребенок будет знать, что уже освоено, а что еще нет. А можно высыпать буковки в непрозрачный мешок и угадывать их на ощупь. Опять же развивается мелкая моторика.

    Компьютер во благо

    Если быть откровенными, то в этом возрасте дети уже получают доступ к компьютеру. Так пусть хотя бы с пользой — дайте ребенку возможность печатать буквы. Самый крупный шрифт в ворде — и вперед. Десятипальцевый метод печати будет освоен раньше, чем у вас.

    Кубики с буквами

    Научить ребенка алфавиту можно и с помощью кубиков с буквами. Это первый шаг с построению слогов и обучению чтению. Предложите построить башню только из известных букв. И рядом вторую — из тех букв, которые пока не выучены. Какая выше?

    Выкладываем буквы из предметов и пишем на снегу

    Еще немного о мелкой моторике — можно писать пальцем на рассыпанной на подносе крупе, можно выкладывать их из бусин или фасоли, можно рисовать палочкой на снегу. Очень много чего можно.

    Играем в прятки

    Выбираем какую-нибудь букву, например Т. А теперь надо найти в доме — куда могла спрятаться эта буква? Кто найдет больше? В Тапочках, Тумбочке, Телефоне, карТошке (но в середине слова детям искать труднее)…

    Разучиваем алфавит в 6 лет

    В 6 лет выучить буквы намного проще. Для этого возраста существует масса пособий и азбук для того, чтобы заниматься с детьми. Основные принципы здесь в регулярности занятий и создании положительного настроя.

    Не ругайте ребенка, если что-то удается не очень хорошо. Просто предложите сыграть в игру — и настроение повысится, и заучивание произойдет быстрее.

    Съедобные буквы

    Оказывается, буквы тоже можно есть. Это очень весело и совсем не похоже на уроки. Про вермишель-буквы знают все, но она мелковата для детей. А можно испечь блины в виде букв. Или печенье.

    А можно печь вместе с ребенком — пусть он «заказывает» букву и говорит, для какого она подойдет. М — для мамы, Б — для бабушки, О — для сестры Оли.

    Учим буквы и играем в куклы

    Дети часто просят с ними поиграть. Вот вам и повод! У кукол праздник. Какие подарки им принести? Кукле Кате — Кофточку и Конфеты, а кукле Тане — Туфельки и Торт. А можно отвозить машинки в гаражи с соответствующими буквами.

    Семейная трапеза

    И снова про еду. Устройте семейный обед или ужин. Пусть ребенок поможет накрывать на стол. Как украсить блюда для каждого? Выложить едой первые буквы их имени. Или может быть поставить карточки с буквами у каждой тарелки?

    Какой способ обучения вы выберете — решение только ваше. Главное не забывайте хвалить своего ребенка за каждое достижение. Детям очень важно, чтобы родители ценили их успехи. И тогда очень быстро перед вами встанет новый вопрос: как научить ребенка читать?

    Говорящая азбука Знаток

    Азбука с говорящими буквами — любимая игрушка и учебное пособие, которое в игровой форме познакомит ребенка с русским алфавитом. Также они могут быть дополнены звуками живой природы, голосами любимых мультгероев, нотами, цифрами, скороговорками, стихами и песенками.

    Основные плюсы игр с электронным алфавитом:

    • малыш получает навыки самостоятельного обучения;
    • игровая форма обучения лучше всего подходит для детей;
    • электронная игрушка может повторять одно и то же множество раз, а если она устала — просто смените батарейки;
    • смена деятельности — обучение и игры;
    • развитие фонематического слуха — одной из основ грамотности;
    • функция «экзамена» — ребенок может сам проверить свои знания.

    Первая развивающая говорящая азбука серии Знаток, появилась более 10 лет назад. В ней есть обучающий и игровой режим, а также экзамен, чтобы проверить свои успехи. Новая, расширенная версия включает также:

    • стихи, песенку про алфавит, загадки;

    В отличие от первой версии, новая версия озвучивает не только название букв, но и звуки — это очень важно, так ребенку легче перейти к составлению слогов и чтению. Еще один плюс — общепринятое цветовое обозначение гласных и согласных звуков, как в школе. Плакат формата А3 можно разложить на столе или закрепить на любой твердой поверхности — стене, двери, спинке кровати, холодильнике.

    Говорящая русская азбука от Азбукварика — широкий выбор плакатов и твердых книжек-планшетов. Разные модели произносят буквы, звуки, цифры, озвучены любимыми песенками из мультфильмов, звуками животных, стихами. Мягкие плакаты крепятся на любую твердую поверхность и не требуют места для хранения.

    Картонные книги-планшеты имеют меньший формат, снабжены яркими иллюстрациями, полем для написания букв. Слова на каждую букву разбиты на слоги для самостоятельного чтения, а электронная говорящая азбука для всезнаек содержит даже небольшие информационные блоки, которые могут читать взрослые, а потом и сам малыш.

    Учить говорящую азбуку с такими книжками удобно не только дома, но и в дороге, или очереди в поликлинике, и где угодно.

    Цена говорящей азбуки зависит от нескольких факторов:

    • формат, материал и другие.

    При достаточно скромной цене, такая обучающая игра — выгодное приобретение. Она может удерживать интерес ребенка несколько лет, а польза для развития и подготовки к школе несомненна.

    Говорящая азбука, купить которую вы можете прямо сейчас, станет прекрасным подарком ребенку от 2-3 и до 6 лет. Она не просто развлечет малыша, но и введет его в интересный мир букв.

    Удобные формы доставки помогут получить заказ быстро и без хлопот, как в Москве, так и в любом уголке России. Узнайте сколько стоит говорящая азбука в интернет-магазине Спортбэби и сделайте заказ уже сегодня!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.