Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

Как отразить в учете плату в счет возмещения вреда автомобильным дорогам — НалогОбзор.Инфо

Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

Кто платит сбор

С 15 ноября 2015 года собственники или владельцы грузовых автомобилей с разрешенной массой свыше 12 тонн, должны платить новый сбор.

Он предполагает возмещение вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам общего пользования. Такое требование установлено статьей 31.1 Закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

Размер платежа и правила, как перечислять, прописаны в постановлении Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504.

Из этого правила есть исключения. Требование не действует, если грузовики передвигаются по платным дорогам.

Кроме того, от платы в счет возмещения вреда дорогам освобождены:

  • транспорт для перевозки людей (кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов);
  • спецтранспорт, который оборудован специальными световыми и звуковыми устройствами подачи сигналов (пожарная охрана, полиция, медицинская скорая помощь, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция);
  • спецтранспорт для перевозки вооружения и военной техники.

Такой порядок установлен статьей 31.1 Закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

Владельцами транспортных средств могут быть как организации и предприниматели, так и граждане. Причем это может быть не только собственник, но и любое другое лицо, владеющее транспортным средством на праве:

Это следует из положений статей 209, 213, 294, 296, 606, 665 Гражданского кодекса РФ.

Размер платежа

Базовый размер платы за причинение вреда федеральным автодорогам общего пользования равен 3,73 руб. за 1 км пути. Это значение Правительство РФ должно ежегодно пересматривать с учетом изменения индекса потребительских цен.

Впрочем, есть и положительный момент: до 1 июля 2017 года установлен понижающий коэффициент 0,41. Соответственно, размер платы за проезд 12-тонников составит 1,53 руб. за 1 км пути.

Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504, пункта 2 постановления Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191.

Как платить

Платить сбор каждый раз отдельным поручением или квитанцией не придется. Схема оплаты следующая.

Для начала нужно все грузовые транспортные средства, которые подпадают под платеж, зарегистрировать в системе оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» (распоряжение Правительства РФ от 29 августа 2014 г. № 1662-р). Это можно сделать одним из способов:

  • дистанционно через сайт системы «Платон»;
  • лично в центрах информационной поддержки пользователей;
  • через терминал самообслуживания.

Автомобиль зарегистрируют в течение одного рабочего дня (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

После регистрации владельцу грузового автомобиля откроют лицевой счет. Основная схема платежей в системе – авансовая. То есть сначала вносите деньги на лицевой счет. А уже потом, по мере движения автомобиля по федеральным трассам, оператор будет списывать со счета соответствующую сумму.

Но есть и возможность получить отсрочку платежа. Для этого нужно соответствовать условиям, указанным в пункте 9(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504.

В частности, такую возможность предоставляют только российским организациям и предпринимателям, чей автомобиль зарегистрирован в системе больше двух месяцев. Кроме того, представьте оператору заявление на получение отсрочки. Если заявку одобрят, с 1-го числа следующего месяца платеж не вносите авансом.

Всю сумму платы, накопленную за месяц, можно будет заплатить не позднее последнего числа следующего месяца.

Контролируют перемещение автомобилей и списывают плату двумя способами.

Первый способ: с помощью устройства, установленного в автомобиль. Прибор автоматически фиксирует движение по дороге и передает сведения оператору.

По этим данным оператор рассчитает плату и спишет ее со счета владельца автомобиля. О желании использовать устройство надо сообщить оператору при регистрации автомобиля в системе.

А заодно указать, будет ли это устройство оператора (он выдает такие устройства бесплатно) или собственный прибор.

Второй способ: перед поездкой оформить маршрутную карту. Этот способ – на тот случай, если устройства в автомобиле нет или оно неисправно. Оператор оформит маршрутную карту на бумаге или в электронном виде. По данным из карты оператор рассчитает размер платы и спишет ее с лицевого счета владельца автомобиля.

Об этом говорится в пунктах 8–10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504.

Ответственность

За проезд 12-тонника по федеральным дорогам без оплаты грозит штраф. Нарушением будет движение автомобиля:

  • с выключенным или неисправным бортовым устройством;
  • без оформления маршрутной карты;
  • в иное время, другую дату или по новому пути, которые не заявлены в маршрутной карте;
  • при недостатке авансовых средств на лицевом счете;
  • если вовремя не уплачен отложенный платеж.

Об этом сказано в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504.

При первом нарушении собственника или владельца машины оштрафуют на 5000 руб. А вот за повторное нарушение штраф составит 10 000 руб. Более того, транспортное средство могут задержать. Продолжить поездку на нем разрешат только после уплаты штрафа.

Санкций не будет, если транспортное средство въехало с территории другого государства и проехало по России не более 50 км. При этом внести плату все равно обяжут.

К слову, если нарушение зафиксировали два и более раза в течение суток, то штрафные санкции предъявят только за первое нарушение. Остальные нарушения за этот день не учтут.

Такая ответственность установлена статьей 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Документальное оформление

Расходы на сбор подтвердите первичным документом. А именно выпиской по лицевому счету владельца транспортного средства, зарегистрированного в системе. Получить выписку можно:

  • в электронном виде – в личном кабинете на сайте системы «Платон»;
  • в бумажном виде – в центрах информационной поддержки пользователей.

Выписка содержит сведения:

  • о сумме начисленной платы по каждому транспортному средству;
  • время и дата ее совершения;

Данные по лицевому счету оператор обновляет ежедневно (подп. «в» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

В письмах от 11 января 2016 г. № 3-03-РЗ/64 и от 28 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/76740 специалисты Минфина России подтверждают, что этот документ будет считаться первичным и на основании него можно принять сбор в расходы.

Дополнительно стоит составить бухгалтерскую справку с обоснованием размера сбора. Справка должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если используете маршрутные карты, взять данные можно из них. Также нелишним будет приложить к справке путевые листы и другие документы, подтверждающие перемещение автомобиля по маршруту.

О том, в каких случаях нужно составлять бухгалтерскую справку, см.: Как вести документооборот в бухгалтерии.

Бухучет

В бухучете плату за проезд 12-тонников отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности в размере, определяемом оператором (п. 5, 6, абз. 3 п. 7 ПБУ 10/99).

Порядок учета бортовых устройств зависит от того, получено ли оно от оператора или приобретено самостоятельно.

Как учитывать плату

Данный платеж не относится к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ). Поэтому вместо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» его целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам».

Если вы пользуетесь авансовой схемой внесения платы за возмещение вреда дорогам, то платеж надо вносить на свой лицевой счет у оператора еще до того, как планируете выехать на федеральную дорогу. Факт перечисления денег в счет предстоящих платежей за возмещение вреда дорогам отразите в учете следующей проводкой:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам» Кредит 51
– перечислен аванс в счет платежа за возмещение вреда дорогам.

По мере того как оператор будет начислять платежи, делайте такие проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам»
– начислен платеж за возмещение вреда дорогам.

Такой порядок следует из положений пунктов 16 и 18 ПБУ 10/99.

Если используете отложенный платеж, то порядок бухучета будет другим. На конец месяца, в котором пользовались отсрочкой платежа, признайте его сумму проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам»
– начислен отложенный платеж за возмещение вреда дорогам.

Оплаты в счет отложенного платежа проводите так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам» Кредит 51
– перечислен платеж за возмещение вреда дорогам.

Как учитывать устройство

Полученные во временное пользование приборы учета отразите на забалансовом счете. Например, для этих целей можно создать отдельный забалансовый счет 013 «Устройства для расчета сбора за пользование дорогами».

Дебет 013 «Устройства для расчета сбора за пользование дорогами»

– принят на забалансовый учет прибор учета.

Аппарат купили сами? Тогда в зависимости от первоначальной стоимости учтите его:

  • в составе основных средств.

Пример отражения расчетов с оператором по платежам за возмещение вреда дорогам

ООО «Альфа» занимается грузоперевозками. На балансе организации находится автомобиль КамАЗ-6460 с разрешенной максимальной массой 26 тонн.

Для оплаты возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам общего пользования, руководитель организации принял решение заключить договор с оператором и установить в автомобиль бортовое устройство. Прибор стоимостью 1500 руб. «Альфа» получила безвозмездно.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующую проводку:

Дебет 013 «Устройства для расчета сбора за пользование дорогами»
– 1500 руб. – принят на забалансовый учет прибор учета.

Перед тем как выпускать автомобиль на федеральные автомобильные дороги, «Альфа» перечислила оператору аванс 100 000 руб. Этот факт бухгалтер отразил в учете так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам» Кредит 51
– 100 000 руб. – перечислен аванс в счет платежей за возмещение вреда дорогам.

По итогам рейса автомобиль проехал по федеральным автодорогам 986 км. Оператор списал с лицевого счета, открытого «Альфе», 3677,78 руб. (986 км × 3,73 руб./км). Бухгалтер отразил это в бухучете такой проводкой:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам»
– 3677,78 руб. – начислен платеж за возмещение вреда дорогам на основании отчета оператора.

Эту же сумму бухгалтер включил в расходы по налогу на прибыль.

ОСНО: налог на прибыль и НДС

При расчете налога на прибыль плату за проезд 12-тонников учитывайте в составе прочих расходов (п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок учета будет отличаться в зависимости от того, платите ли вы сбор авансом или пользуетесь отложенным платежом.

Авансовая оплата

Принять в расходы можно только ту сумму, которую начислит оператор. И неважно, каким методом признаете расходы – кассовым или начисления. Потому что платеж начисляют и списывают за счет аванса одновременно.

Такой вывод следует из положений подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133.

Отложенный платеж

В расходы примите сумму отложенного платежа. Она определяется ежемесячно по состоянию на последнее число месяца. Поэтому при методе начисления расход признавайте уже на эту дату. Если используете кассовый метод, то в расходы относите суммы платежа по мере их оплаты.

Такой вывод следует из положений подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и пункта 9(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504.

Бортовое устройство

Стоимость бортового устройства, которое вы приобрели самостоятельно, можно учесть в расходах по налогу на прибыль. В зависимости от первоначальной стоимости устройство можно учесть в составе:

  • материальных затрат – стоимость устройства не превышает 100 000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);

Если прибор получен в безвозмездное пользование, то при расчете налога на прибыль дохода не возникнет. Ведь это устройство необходимо оператору для расчета платы. Такая позиция отражена в письме Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/74527.

Входной НДС, предъявленный поставщиком устройства, примите к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Если, конечно, не пользуетесь освобождением от уплаты НДС и не собираетесь использовать прибор в операциях, освобожденных от НДС.

УСН

Если налог платите с доходов, то сумма платежа за проезд 12-тонников на расчет единого налога не повлияет (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Это же относится и к расходам на приборы учета.

Уплачивая единый налог с разницы между доходами и расходами, уменьшить налоговую базу на упрощенке на сумму платежа тоже не удастся. Перечень расходов, которые можно признать при упрощенке, является строго ограниченным. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Платы за причинение вреда автодорогам в перечне расходов нет. Также нельзя учесть возмещение вреда дорогам в составе материальных расходов. Ведь причинение вреда дорогам ни к одному из видов негативного воздействия на экологию не относится. На это указывают и специалисты Минфина России в письмах от 18 января 2016 г.

№ 03-11-06/2/1319 и от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133.

Расходы, которые связаны с покупкой прибора учета, уменьшают налоговую базу в следующем порядке.

Прибор, первоначальная стоимость которого составляет более 100 000 руб., относится к амортизируемому имуществу (п. 4 ст. 346.16, п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому при расчете единого налога при упрощенке его стоимость можно учесть как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Если устройство не признается амортизируемым имуществом, расходы на его приобретение можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении устройства, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

ЕНВД

Расходы по платежам за возмещение вреда федеральным автодорогам общего пользования на расчет налоговой базы не влияют. Так же как и расходы на приобретение прибора учета. Ведь объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, то есть изначально фиксированный показатель (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Платежи за возмещение вреда федеральным автодорогам общего пользования и расходы на приобретение прибора учета могут быть связаны с деятельностью организации, облагаемой ЕНВД, и деятельностью, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае сумму расходов нужно распределить.

Дорожный сбор: расчет, сроки оплаты, льготы. Транспортный сбор :

Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

В отечественном законодательстве транспортному налогу отведен раздел № 28 в Налоговом кодексе. Транспортный сбор в текущем году имеет отношение к региональным видам сбора, что означает, что, кроме федеральных льготников, на региональном уровне власти могут назначать дополнительные льготы либо полностью освободить автовладельцев от выплаты. Ввод льгот напрямую зависит от местной власти.

Чаще всего они вводятся для определенных категорий граждан, например, для ветеранов боевых действий и ВОВ, героев России, чернобыльцев, инвалидов и многодетных семей.

Кроме того, от такого, так сказать, дорожного налога, могут освобождать некоторые категории транспорта ввиду его маломощности либо по иным причинам. Главное в данном случае — иметь в виду, что для каждого региона льготы, а также полное освобождение от оплаты налога свои.

Также многих интересуют дорожные сборы в России. Итак, рассмотрим подробнее все эти вопросы. Напомним, что весь материал носит ознакомительный характер.

Кто обязан оплачивать?

Дорожный сбор является обязательным к уплате региональным налогом, который должен вноситься владельцами транспортных средств в пользу бюджета субъекта России. Группы граждан, которые обязаны уплачивать данный сбор, приводятся в главе № 357 Налогового кодекса.

Таким образом, согласно действующему законодательству, налогоплательщиками для уплаты налога признаются граждане, на которых зарегистрированы те или иные транспортные средства, признанные объектами налогообложения.

Ими признаются следующие транспортные средства:

  • Автомобили и машины.
  • Мотороллеры и мотоциклы.
  • Автобусы и прочие самоходные механизмы на базе гусеничного, а также пневматического хода.
  • Вертолеты и самолеты.
  • Теплоходы наряду с яхтами, парусными судами и катерами.
  • Мотосани и снегоходы.
  • Моторные лодки, равно как и гидроциклы, прочие водные, а, кроме того, воздушные средства передвижения.

Любые организации должны самостоятельно производить расчет дорожного сбора, как суммы налога, так и размеров авансового платежа. При этом общую сумму рассчитывают по завершении налогового периода в отдельности для каждой единицы транспорта.

Для этих целей соответствующую налоговую базу умножают на налоговую ставку. Уплату авансового платежа определяют в качестве четверти указанного выше произведения.

Сумму, которая в дальнейшем попадает в бюджет, рассчитывают в форме разницы от вычетов авансовых платежей из общего значения начисленного налога.

Сроки для оплаты

Налогоплательщики оплачивают дорожный налог на транспортное средство в бюджет согласно месту нахождения автомобиля. Учреждения в течение выделенного срока вносят авансовые платежи. Они рассчитываются по завершении каждого отчетного отрезка времени в размере одной четвертой произведения от налоговой базы, ставки дорожного сбора и льгот.

Сроки для внесения оплаты авансовых платежей и суммы налога в конце отчетного периода устанавливают согласно закону субъекта Российской Федерации. Как бы там ни было, срок оплаты дорожного сбора, который исчислен по итогам периода, не может быть раньше первого февраля года, который идет за завершенным сроком.

Налогоплательщики, которые являются физическими лицами, оплачивают сбор на основании соответствующего уведомления, которое направляет орган власти.

Начиная с прошлого года, физические лица должны делать это не позже первого декабря того года, который идет за истекшим налоговым сроком. Прежде сроком оплаты сбора был октябрь.

Таким образом получается, что дорожный сбор за прошлый год должен быть оплачен гражданами не позже первого декабря 2017 года по установленным ставкам. Но в какой сумме?

Как рассчитывают сбор за 2016 и 2017 год?

Порядок, а также сроки оплаты дорожных сборов регламентирует российское законодательство. Оплата производится налогоплательщиками непосредственно в местный бюджет. Сумма сбора зависит от количества месяцев, на протяжении которых транспортное средство эксплуатировалось. Ставку налога определяют законы субъектов России.

При этом за субъектами остается право на дифференциацию ставок, исходя из мощности двигателя. Также учитывается валовая вместимость средства передвижения из расчетов на одну лошадиную силу. Необходимо отметить, что при установлении сроков полезной эксплуатации расчет производят по состоянию на первое января 2018 года.

Интересно заметить, что ответ на вопрос о том, как оплатить дорожные сборы через ЕРИП, можно получить с 2016 г.

Налоговая база и расчет

Итак, объектами обложения служат транспортные средства, вне зависимости от того, являются ли они наземными, водными или же воздушными. Физические лица должны оплачивать сбор за мотоциклы, автомобили и прочие транспортные средства, которые относятся к личному пользованию.

Нельзя забывать, что сбором, помимо всего прочего, к тому же, облагаются и катера наряду с мотосанями, моторными лодками и гидроциклами. При этом весьма важным значением для расчета сбора выступает налогооблагаемая база, от которой напрямую зависит сумма платежа, поступающего в бюджет.

Непосредственно размер базы зависит от типа транспорта. При этом учитываются следующие факторы:

  • В том случае, если транспортное средство оборудовано двигателем, то базой для произведения расчетов выступает мощность, которая измеряется в лошадиных силах.
  • В том случае, если воздушное либо же водное средство передвижения не оснащено двигателем, к примеру, плавучие краны, дебаркадеры и так далее, то сбор рассчитывают исходя из значения валовой вместимости. В этой ситуации единицей измерения служат регистровые тонны.
  • В исключительных ситуациях для расчетов берут базу в роли единицы транспортного средства.

Повышенные коэффициенты сбора на дорогостоящие автомобили

Вот уже два года как налоговые органы применяют повышенные коэффициенты стоимости дорожного сбора в отношении дорогостоящих автомобилей, чья цена превышает три миллиона рублей. Таким образом, коэффициенты следующие:

  • Коэффициент «1,1» используется для легковых автомобилей, чья средняя стоимость составляет от трех до пяти миллионов рублей. Коэффициент применяется в том случае, если с года выпуска прошло три года.
  • Коэффициент «1,3» используется для легковых автомобилей, чья средняя стоимость составляет от четырех до пяти миллионов рублей. Коэффициент применяется в том случае, если с года выпуска прошло двадцать четыре месяца.
  • Коэффициент «1,5» применяют для автомобилей, чья средняя стоимость составляет от трех до пяти миллионов рублей. Коэффициент применяется в том случае, если с года выпуска прошло не больше одного года.
  • Коэффициент «2» применяют для автомобилей, чья средняя стоимость составляет от пяти до десяти миллионов рублей. Коэффициент используется в том случае, если с года выпуска прошло не больше пяти лет.
  • Коэффициент «3» работает для легковых автомобилей, чья средняя стоимость составляет от десяти до пятнадцати миллионов рублей. Коэффициент применяют в том случае, если с года выпуска прошло не больше десяти лет.
  • Коэффициент «3» для легковых автомобилей, чья средняя стоимость составляет от пятнадцати миллионов рублей. При этом с года выпуска должно пройти не больше двадцати лет.

Когда взимается дорожный сбор при техосмотре? Об этом ниже.

Федеральные льготы

К федеральным льготам относят те, которые указаны в разделе № 358 Налогового кодекса. Таким образом, в законодательстве отражены категории транспорта, причем не только автомобильного, которые не могут быть обложены налогами. Итак, к ним относятся следующие транспортные средства:

  • Лодки с веслами.
  • Специально оснащенные автомобили, которые предназначаются для инвалидов. При этом мощность двигателя такого средства не должна превышать ста лошадиных сил.
  • Морские, а, кроме того, речные суда, которые осуществляют рыбный промысел.
  • Грузовые, а, кроме того, пассажирские суда, которые предназначены для транспортировки граждан по морю либо реке. Перечисленные транспортные средства при этом должны принадлежать специализированному учреждению, которое осуществляет подобные перевозки.
  • Всевозможная специализированная техника сельскохозяйственного типа, начиная от тракторов, самоходных комбайнов, заканчивая ското- и молоковозами, а также машинами для перевозки удобрений и птиц. Причем все виды приведенного транспорта должны обязательно быть зарегистрированы на имя организации, которая осуществляет сельскохозяйственную деятельность. В том случае, если данный транспорт используется в других целях, то налог обязательно надо будет оплатить.
  • Транспорт, который находится в собственности у органов исполнительной власти и используется для оперативной работы, предусматривающей военную, а также приравненную к таковой деятельность.
  • Угнанные либо те, что находятся в розыске автомобили. Но при этом необходимо иметь в наличии документ, который будет подтверждать факт пропажи. Соответствующая бумага выдается уполномоченными органами.
  • Вертолеты, а также самолеты, которые принадлежат медицинским учреждениям и санитарным службам.
  • Различные суда согласно реестру.

Региональные льготы

Как уже было отмечено ранее, для каждого региона существует свой перечень касательно льгот на оплату транспортного налога. Для того чтобы выяснить, какие льготы дорожных сборов актуальны для того или иного региона, требуется обратиться напрямую в местную налоговую службу, где обязаны предоставить полный список льгот.

В том случае, если окажется, что лицо попадает под одну либо сразу несколько категорий, то требуется обратиться с личным заявлением о предоставлении льготы. В данном заявлении нужно предоставить ссылку на раздел из регионального законодательства, на основании которой гражданину положена льгота.

Кроме того, нужно указать, каким именно транспортным средством владеет человек. При этом обязательно сообщается марка с регистрационным номером транспорта и так далее. Также потребуется приложить все копии документов, которые подтверждают тот факт, что лицо является законным владельцем транспортного средства.

Понадобятся и копии документа, который подтверждает личность владельца и его права.

Все граждане, которые имеют права на льготы, при существовании нескольких объектов налогообложения, как правило, освобождаются от оплаты налога по одному из транспортных средств на их личное усмотрение.

Льготы для пенсионеров

Пенсионеры считаются самой распространенной группой граждан, которые имеют шанс на получение льгот по уплате данного сбора. При этом зачастую вводят ряд различных ограничений, которые касаются самого транспортного средства.

К примеру, в Питере пенсионер и вовсе не будет оплачивать сбор в том случае, если его автомобиль относится к отечественному производству с выпуском до 1991 года.

Кроме того, налогообложение не касается катеров, моторных лодок или прочих водных категорий транспорта, чья мощность двигателя не превышает ста пятидесяти лошадиных сил.

Исключение составляют гидроциклы, а также яхты и парусные судна.

В свою очередь, в Новосибирской области пенсионеры по старости тоже имеют право на льготы, которые устанавливаются региональными органами власти. К примеру, от транспортного сбора полностью освобождают мотоциклы и мотороллеры в том случае, если их объем двигателя не превышает сорока лошадиных сил.

Кроме того, скидка в объеме двадцати процентов на налоговую ставку, которая действует в текущем году, также распространяется на любые категории легковых автомобилей, чья мощность не превышает ста пятидесяти лошадиных сил.

Пятипроцентная скидка действует в отношении самоходных транспортных средств и всевозможных установок в виде машин либо механизмов на гусеничном ходу.

С 1 января 2014 года введен дорожный сбор при техосмотре в Беларуси, оплата которого допускает транспортное средство к участию в дорожном движении.

Так как налог оплачивается при прохождении техосмотра, соответственно, оплата может вноситься ежегодно, один раз в два года или дважды в год. За автомобили, проходящие техосмотр один раз в два года, пошлина должна быть уплачена однократно в двойном размере.

Учет расходов на проезд по платным дорогам

Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

Налоговое ведомство разрешает отнести к прочим при расчете налога на прибыль затраты, связанные с проездом по платной дороге1. Учесть их следует либо как расходы на содержание служебного транспорта, либо как сборы за право въезда/транзита.

Возможность пользоваться платными автодорогами существует с 2010 года.

В настоящее время оказание этих услуг регламентируется Правилами2. Предоставление права проезда без взимания платы или со скидкой от установленной платы (права льготного проезда) для отдельных категорий пользователей осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности3.

Некоторые категории транспортных средств освобождены от платы за проезд по платной дороге4.

В бухгалтерском учете затраты на проезд по платной дороге можно учесть в качестве общехозяйственных (счет 26) или коммерческих (счет 44) расходов. В транспортных компаниях такие расходы целесообразно отражать в привязке к тому или иному виду перевозок (объекту калькулирования).

Плату за проезд можно квалифицировать и в качестве иных расходов, непосредственно связанных с приобретением товаров, материалов, основных средств. Сумма таких расходов должна быть учтена при формировании первоначальной стоимости перевозимых объектов по дебету счетов 08 «Капитальные вложения», 10 «Материальные ценности», 41 «Товары».

Что касается учета расходов на проезд по платной дороге в целях расчета налога на прибыль, то мнение по этому вопросу на данный момент высказала только налоговая служба5.

Чиновники считают, что компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов.

Это возможно в случае, если фирма может подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.

Такие затраты могут быть учтены в составе:

  • прочих расходов (как затраты на содержание служебного автотранспорта)6;
  • прочих расходов (как сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта)7. Правда, такие сборы поименованы в Налоговом кодексе в составе командировочных расходов компаний. На практике же расходы на проезд по платным дорогам могут возникнуть и вне командировки. Например, работа водителей транспортных компаний обычно носит разъездной характер, а значит, их поездки не признают командировками. Но эти нюансы остались вне зоны рассмотрения налоговым ведомством в указанном письме.

Кроме этого, поскольку расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода, указанная плата может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией8.
Относительно документального подтверждения в качестве обоснования произведенных расходов по оплате проезда можно использовать9:

  • проездные талоны (наклейки) с определенным сроком действия (1, 3, 6 месяцев и один год), дающие право на проезд через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора;
  • проездные талоны (наклейки), дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы автомобильной дороги оператора.

Если проезд оплачен с помощью технических средств автоматической электронной оплаты, документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию пользователя. А значит, необходимо провести инструктаж работников об обязанности получения таких талонов (наклеек).
Подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении несколько сложнее. На наш взгляд, потребуется создать или внести в локальные нормативные акты (положение о командировках, приказы руководителя) ряд дополнений, в которых следует указать преимущества использования платных дорог, например, следующего характера:

  • проезд по платным дорогам позволяет более оперативно и безопасно добираться до пунктов назначения, что положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом (сокращается протяженность маршрута, экономятся ГСМ, трудозатраты водителей);
  • пользование качественными дорогами значительно снижает стоимость и продолжительность ремонтов, повышает срок службы автомобиля;
  • имеет огромное значение сокращение сроков доставки грузов (например, для перевозки скоропортящихся продуктов или служб доставки);
  • состояние бесплатной дороги настолько неудовлетворительно, что ставит под угрозу сам процесс качественной перевозки, повышает степень риска получения ущерба от дорожно-транспортных происшествий.

И это далеко не полный перечень доказательств. Для большей убедительности можно привести расчет экономического эффекта от пользования платной, а не альтернативной дорогой.

В отсутствие оформленного локального нормативного акта инспекторы могут счесть расходы на проезд по платным дорогам (участкам дорог) экономически неоправданными затратами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. В этом случае свою позицию организации придется доказывать в судебном порядке. Для транспортных предприятий сумма может быть значительной.

Таким образом, учитывая позицию налоговиков, компаниям желательно документально оформить все доводы, позволяющие обосновать экономическую целесообразность использования платных дорог.

Отметим, что с 1 января 2011 года оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера) объектом обложения НДС не признается10.

Как отразить в учете торговой организации приобретение технического средства автоматической электронной оплаты

Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

Как отразить в учете торговой организации приобретение технического средства автоматической электронной оплаты для проезда по платному участку автомобильной дороги (транспондера)?

Стоимость транспондера составляет 800 руб. (в том числе НДС 122 руб.). Приобретенный транспондер установлен на принадлежащий организации автомобиль, на котором осуществляется доставка товаров покупателям в соответствии с условиями заключенных договоров.

Согласно учетной политике организации:

– для целей бухгалтерского учета лимит стоимости активов с целью отнесения их к основным средствам установлен в размере 40 000 руб.;

– для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Материальные расходы, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ, признаются в полной сумме на дату передачи транспондера в эксплуатацию.

Нормативно-правовое регулирование

Проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется соответствующими правилами, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

В частности, порядок оказания таких услуг по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18.

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь – оплатить предоставленную услугу (п. 3 Правил). Способы заключения указанного договора перечислены в п. 4 Правил.

Одним из способов заключения такого договора является приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты (пп. “г” п. 4 Правил).

Техническое средство автоматической электронной оплаты – устройство, располагаемое на транспортном средстве и предназначенное для идентификации такого транспортного средства в движении системой контроля, используемой оператором (пп. “ж” п. 2 Правил).

Такое техническое средство представляет собой автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В общем случае суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету при условии, что эти товары (работы, услуги) предназначены для осуществления облагаемых НДС операций.

Вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст.

172 НК РФ).

Следовательно, торговая организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный продавцом транспондера на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, после его принятия к учету.

Бухгалтерский учет

Транспондер, имеющий срок полезного использования свыше 12 месяцев, удовлетворяет критериям его принятия на учет в качестве основного средства, приведенным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Однако в силу своей незначительной стоимости, не превышающей установленный организацией лимит отнесения имущества к основным средствам, приобретенный транспондер учитывается в составе материально-производственных запасов (МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Приобретенный транспондер принимается к учету в качестве МПЗ по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение без НДС (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Основные средства в 2018 году в бухгалтерском учете: стоимость, учет, проводки

Дорожные сборы 2018. стоимость, учет, проводки

Мы подготовили памятку по учету основных средств в 2018 году в бухгалтерском учете. Она полезна как начинающим бухгалтерам, так и опытным, желающим освежить свои знания. Мы рассказали, о критериях определения основных средств, лимитах стоимости, отличиях бухгалтерского и налогового учета. Вы сможете скачать необходимые бланки и посмотреть образцы их заполнения.

Затраты на приобретение дорогостоящего имущества нельзя сразу включать в расходы. Его стоимость включают в затраты постепенно, путем начисления амортизации. Такое имущество включается в состав основных средств (ОС). В этой статье разберемся, что считается основным средством, и как учитывать ОС в бухгалтерском учете.

Скачайте бесплатно бланк инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6 в excel>>> 

Скачайте заполненный образец инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6 в excel>>>

Скачайте бесплатно бланк акта приема-передачи основных средств ОС-1 в excel>>> 

Скачайте заполненный образец акта приема-передачи основных средств ОС-1 в excel>>> 

Критерии основных средств в 2018 году

В качестве основного средства к учету можно принять имущество, если одновременно выполняются 4 условия (п.4 ПБУ 6/01):

  • Объект предназначен:
    • Для использования в производстве, при выполнении работ или оказании услуг,
    • Для управленческих нужд,
    • Для предоставления в аренду,
  • Объект предназначен для использования более 12 месяцев или дольше обычного операционного цикла,
  • Дальнейшая продажа объекта не планируется,
  • Объект способен приносить экономическую выгоду в будущем.
  • Что считается основным средством

    В качестве примеров ОС можно привести:

    • Здания, транспортные средства, станки, офисная техника, оборудование,
    • У сельскохозяйственных предприятий это будут многолетние насаждения, племенной скот,
    • Природные объекты, например, земельные участки, водоемы, недра также являются основными средствами.

    Что не является основным средством?

    В первую очередь, это объекты, предназначенные для дальнейшей продажи, которые числятся на складах предприятия как готовая продукция или покупные товары.

    Транспортные средства, изготовленные автомобильным заводом для продажи, не являются основными средствами. Не являются ОС и автомобили в автосалоне, поскольку эти транспортные средства приобретены для перепродажи.

    Во-вторых, не являются ОС объекты, полученные во временное владение и пользование. Например, арендованное здание числится на балансе арендодателя, а у арендатора оно в состав ОС включаться не будет.

    В-третьих, не являются ОС объекты, находящиеся в стадии монтажа или в пути. Такое имущество числится как вложение во внеоборотные активы.

    Стоимость основных средств в 2018 году

    В бухучете к основным средствам относятся объекты с первоначальной стоимостью свыше 40000 руб. При условии, что соблюдаются критерии, перечисленные в п.4 ПБУ 6/01.

    Если критерии ОС соблюдены, а цена имущества меньше стоимостного лимита, то компания может самостоятельно выбрать способ учета такой покупки. Ее можно учитывать в составе ОС или включить в состав материалов на счете 10.

    Иными словами, если выполнены критерии п.4 ПБУ 6/01, то:

    • Имущество дороже 40000 руб. обязательно учитывается в составе ОС,
    • Малоценные основные средства дешевле 40000 руб. учитываются на выбор компании как ОС или материалы. Организация должна закрепить в учетной политике, от какой суммы покупка признается ОС.

    В стоимость основных средств в 2018 году в бухгалтерском учете включаются:

    • Сумма, перечисленная поставщику,
    • Оплата за доставку,
    • Расходы на приведение в состояние, пригодное для использования,
    • Стоимость информационных, консультационных, посреднических услуг, связанных с приобретением,
    • Государственные и таможенные пошлины, уплаченные при таможенном оформлении или государственной регистрации объекта,
    • Другие затраты, связанные с приобретением ОС.

    Обратите внимание

    В первоначальную стоимость включаются суммы без учета НДС. Например, поставщику перечислено 295000 руб., в том числе НДС 45000 руб. В первоначальную стоимость включается сумма без НДС, т.е. 250000 руб., а «входной» НДС 45000 руб. компания может принять к вычету после ввода ОС в эксплуатацию.

    Первоначальная стоимость определяется один раз и не подлежит пересмотру. Однако один раз в год на 31 декабря компания может проводить переоценку ОС как в большую, так и меньшую сторону.

    Учет ОС в бухгалтерском учете

    Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Это может быть отдельный предмет, например, легковой автомобиль.

    Инвентарным объектом также может быть комплекс сочлененных предметов, представляющих единое целое. Отдельные объекты, входящие в комплекс, могут выполнять одинаковые или разные функции. Главный критерий – объекты в составе комплекса не могут выполнять свои функции отдельно от всего комплекса.

    Наиболее часто возникает вопрос по поводу учета компьютера. Как правило, он представляет собой комплекс отдельных устройств: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. По мнению чиновников Минфина компьютер представляет собой единый комплекс и должен учитываться как ОС (Письмо от 06.11.09 № 03-03-06/4/950).

    На каждое ОС бухгалтер заводит инвентарную карточку. Можно разработать свою форму или использовать стандартные бланки:

    Скачайте бесплатно бланк инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6 в excel>>> 

    Скачайте заполненный образец инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6 в excel>>>

    Как принять к учету объект ОС?

    Сначала все расходы, связанные с приобретением ОС учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В результате на этом счете формируется первоначальная стоимость.

    Законодательством не определен момент, когда стоимость ОС должна перейти со счета 08 на счет 01 «Основные средства». Логично сделать это одновременно с фактическим вводом в эксплуатацию.

    Исключение составляют объекты недвижимости. Объект должен быть признан основным средством, т.е. учтен на счете 01 «Основные средства» как только завершились капитальные вложения в строительство. Если недвижимость еще не прошла государственную регистрацию, ее нужно учесть на отдельном субсчете счета 01.

    Прием объекта на учет в качестве ОС оформляется актом. Можно разработать свой собственный бланк или использовать унифицированные формы. Вы можете бесплатно скачать у нас необходимые бланки:

    Скачайте бесплатно бланк акта приема-передачи основных средств ОС-1 в excel>>> 

    • ОС-1а – для объектов недвижимости:

    Скачайте бесплатно бланк акта приема-передачи здания (сооружения) ОС-1а в excel>>> 

    • ОС-1б – для групп объектов:

    Скачайте бесплатно бланк акта приема-передачи групп основных средств ОС-1б в excel>>> 

    Скачайте заполненный образец акта приема-передачи основных средств ОС-1в excel>>> 

    Списание основных средств в 2018 году

    Списание ОС возможно, если объект перестал приносить экономическую выгоду или выбыл, например, продан. Порядок списания в этих случаях отличается.

    Продажа основного средства оформляется обычными документами реализации: составляется договор, выписывается товарная накладная и счет-фактура или универсальный передаточный документ. Также стороны подписывают акт приема-передачи.

    Списание в связи с тем, что имущество перестало приносить экономическую выгоду, оформляется по-другому. Руководитель предприятия создает специальную комиссию с обязательным участием главного бухгалтера. Комиссия составляет акт, в котором указывает причину списания. Акт можно составить на самостоятельно разработанном бланке или использовать одну из унифицированных форм:

    • ОС-4 – акт на списание ОС, кроме транспорта:

    Скачайте бесплатно бланк акта о списании объекта основных средств ОС-4 в excel>>>

    • ОС-4а – акт на списание автотранспортного средства:

    Скачайте бесплатно бланк акта о списании автотранспортных средств ОС-4а в excel>>> 

    • ОС-4б – акт на списание групп ОС:

    Скачайте бесплатно бланк акта о списании групп объектов основных средств ОС-4б в excel>>> 

    Налоговый учет основных средств 2018

    Налоговый и бухгалтерский учет ОС имеют ряд отличий:

    • Отличается лимит стоимости ОС: в бухгалтерском учете минимальная стоимость 40000 руб., в налоговом – 100000 руб.,
    • Срок полезного использования в бух.учете компания определяет сама. В налоговом учете срок определяется по классификатору, утвержденному Правительством РФ (Постановление №1 от 01.01.2002г.),
    • В бухгалтерском учете предприятию доступны 4 способа амортизации, в налоговом – 2.

    Из-за этих и других отличий возникают разницы между данными бухгалтерского и налогового учета. Изменения законодательства, направленные на устранение этих разниц, пока не планируются. Чтобы уменьшить различия, нужно постараться сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Например, выбрать одинаковый способ амортизации – линейный.

    Подробнее о налоговом учете основных средств читайте в статье «Учет основных средств в 2018 году: стоимость и амортизация»

    Проводки по основным средствам

    Теперь покажем, какие проводки по основным средствам используются в 2018 году:

    Дебет счета

    Кредит счета

    Операция

    Приобретение

    08

    60, 10, 70, 69

    Отражены затраты на приобретение, строительство, монтаж ОС

    19

    60

    Отражен «входной» НДС поставщиков

    01

    08

    Принято к учету ОС

    68

    19

    «Входной» НДС принят к вычету

    Амортизация

    20, 25, 26, 44, 91

    02

    Начислена амортизация

    Дооценка

    01

    83

    Отражена дооценка ОС

    01

    91

    Отражена дооценка в пределах уценки, произведенной ранее

    Уценка

    91

    01

    Учтена уценка

    83

    01

    Учтена уценка в пределах дооценки, произведенной ранее

    Выбытие (кроме продажи)

    01 субсчет «выбытие»

    01

    На отдельный субсчет списана первоначальная стоимость

    02

    01 субсчет «выбытие»

    Списана начисленная амортизация

    91

    01 субсчет «выбытие»

    Списана остаточная стоимость

    Продажа

    01 субсчет «выбытие»

    01

    На отдельный субсчет списана первоначальная стоимость

    02

    01 субсчет «выбытие»

    Списана начисленная амортизация

    91

    01 субсчет «выбытие»

    Списана остаточная стоимость

    62

    91

    Учтена выручка от продажи

    91

    68

    Начислен НДС при продаже

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.