Особенности балийцев
Впервые приезжая на Бали многие туристы сталкиваются с индивидуальными особенностями балийцев.
Кого-то это забавляет, кому-то безразлично, а кто-то пугается и раздражается, поэтому есть необходимость заранее подготовить вас к особенностям балийского характера или менталитета коренных жителей Бали.
Ничего страшного или сверх необычного нет, но как говориться знание – сила. И так к чему надо быть готовым приезжая на Бали:
Движение на дорогах
С первого взгляда может показаться, что это не организованное движение транспорта по автодорогам, а какое-то хаотичное движение огромного количества всевозможных мотоциклов, скутеров, причем многие из них лихо мчатся, не замечая ни перекрестков, ни светофоров.
Существует правило: если кто-то старается проехать быстрее, то значит, ему очень нужно и никто не препятствует. К такому поведению водители относятся просто и без какого-либо возмущения.
Обратите внимание
Так же можно отметь и такой вид отношений между водителями, как проезд перекрестков, кому-то надо быстрей повернуть, а навстречу идет поток транспорта, тогда водитель выезжает на перекресток, машет рукой, просит пропустить и проезжает поворот.
Стоит отметить, что правила дорожного движения на Бали все-таки существуют, но они носят так сказать больше рекомендательный характер, чем четко определяющий. Хотя при этом на дорогах не редко встречаются полицейские, которые периодически останавливают и штрафуют водителей, но никак не вмешиваются в движение.
Все улыбаются
Балийцы очень простой и дружелюбный народ. Местная религия воспитывает их в уважении друг к другу. Балийцы не завистливы, они считаю, что живут в лучшем месте на земле и для нормальной жизни у них все есть.
Вы будете удивлены, но на Бали все улыбаются и это не обязательная сервисная улыбка, а простая и душевная.
В ответ вы сами начнете постоянно улыбаться, получаете положительные эмоции и прекрасное настроение, а в результате и ваш отдых проходит в приподнятом настроении.
Для каждого балийца очень важно душевное равновесие. Это значит, что должны быть задобрены и духи и боги. Гуляя по улицам вы, возможно, будете возмущены мусором в виде поломанных коробочек с цветами, рисом, кусочками фруктов и еще с чем либо, сделанных из листьев пальмы.
У балийцев принято каждый день делать подношения богам и духам. Каждый день тысячи таких коробочек размещаются в храмах, у статуй богов или духов или просто выставляются на землю или перед порогом в дом или заведение.
Принимайте это как должное и, гуляя по улицам, посматривайте под ноги, старайтесь не наступать на подношения и не гневить духов.
Не пунктуальность
У балийцев просто не существует обязательной пунктуальности. На Бали никто ни куда не спешит. Здесь время течет спокойно и неторопливо. Если вы в отеле просите администрацию прислать вам горничную, то не стоит надеяться, что она появится тут же через несколько минут.
Если вы сделали заказ в ресторане, то вам придется немного подождать, даже если это будет обычная бутылка пива. И особенно надо быть готовым к тому, что если вы договорились о встрече или ориентируетесь на расписание, то будьте уверены точно в срок никто не придет и ничего не исполнит. Таковы уж балийцы.
Относитесь к этому спокойно – вы на отдыхе.
Много внимания
Возможно, вы будете удивлены, что вам уделяют через чур много внимания, хотят прикоснуться до вас. Да, часто это так и особенно если вы блондинка.
Балийцы будут вам махать рукой, кричать привет, просить сфотографироваться с вами, кто-то такое отношение напрягает и возмущает, но лучше, если вы отнесетесь к этому с улыбкой и не будете раздражаться – спокойствие ваш друг.
Многие местные девушки стараются обелить свою кожу, не загорают, носят одежду с длинным рукавом и хотят выглядеть как европейки. Балийцы очень любят детей, восхищение и неподдельная улыбка будут сопровождать вашего ребенка на Бали, особенно если он в младшем возрасте. Они буду стараться потискать и погладить его.
Много вопросов
Если вы познакомитесь близко с балийцем, то вам может показаться, что для него не существует чувства такта. Вас буду спрашивать обо всем, что касается вас и вашей семьи и многие вопросы могут показаться не корректными, но это из-за желания узнать вас ближе. Балийцы не привыкли что-то скрывать, так же они относятся и к вам.
Необычные имена
Знакомясь с балийцами, вы можете быть удивлены малым разнообразием имен на Бали. Так уж повелось на острове, но родители не особо утруждали себя придумыванием разных имен для своих чад. Часто детей в местных семьях называли по счету.
Родился первый ребенок – назвали Первый (Ваян), родился вторым – назвали Второй (Мадэ), и так далее: Третий (Ньоман), Четвертый (Кетут). Но дальше пятый опять будет Ваян, потом Мадэ, Ньоман и Кетут и так по кругу.
И причем нет никакого различия по половому признаку ребенка – имя подходит как для мальчика, так и для девочки.
В плену у команчи
Автор: Игнат Костян
Команчи захватывали в плен в основном только женщин и детей. Детей слишком маленьких чтобы помнить родителей принимали в племя и усыновляли. Мужчин либо подвергали издевательствам, либо убивали. На пленниках считали «ку» воины и причисляли взятие в плен врагов к своим боевым заслугам. Воин-команч не брал много пленников, потому что не смог бы их прокормить.
Современники свидетельствовали, что команчи издевались над пленными наиболее варварскими способами, только придя в гнев. Также участь пленника, по мнению современников, зависела еще и от того, кто его захватил.
Известен воин, который постоянно кастрировал пленных мальчиков, распинал пленников. Он убил индейца-навахо только потому, что тот был болен.
Важно
Женщину плененную с маленьким ребенком, который по пути в лагерь команчей постоянно плакал, команчи вырвали из рук матери и опасаясь, что его голос может привлечь внимание преследователей убили размозжив его головку о дерево. Затем они бросили безжизненное тело на землю и продолжили путь.
Женщин пленниц, до того как принять в племя, заставляли ездить на мулах, чтобы те не могли сбежать во время перекочевки.
Воины из числа усыновленных пленников белых и мексиканцев были, как правило, более жестоки, чем сами команчи. Тесть старого воина команчи по имени Трещина был таким приемышем и по рассказам он неоднократно подбрасывал захваченных детей в воздух и ловил их на острие своего копья.
Великий команчский воин Мочорук проживший 89 лет, некогда попал в плен к команчам ребенком в результате набега последних на мексиканский городок. Он был воспитан команчем и считался одним из самых жестоких бойцов. Мочорук никогда не брал пленников, он безжалостно убивал всех: воинов, женщин, детей.
Любил заниматься скальпированием врагов. Подчеркивая свою жестокость, он сплел себе веревку из волос убитых им мексиканок, индеанок, американок. Хотя сами команчи плели веревки из сыромятной кожи и конского волоса. Сам о себе он говорил: «Команчи настолько жестоки, что в жилах белокожих стынет кровь.
Но Мочорук… так жесток, что от него стынет кровь даже в жилах команчей». Команчи всегда подтверждали факт того, что из пленников вырастали самые непримиримые и дерзкие воины.
Современник сообщал, что попавшие в плен маленькие мальчики, становились такими активными и жестокими воинами, что люди из гарнизонов боялись их гораздо больше, чем самих команчей.
Однажды, когда военный отряд команчей захватил врасплох небольшую группу тонкава, жаривших воина-команча, готовясь к его ритуальному поеданию, они скальпировали этих тонкава, отрубили им руки и ноги, вырезали языки, после чего бросили изувеченные тела живых и мертвых в костер, подкинув туда дров. Когда же жертвы застонали, моля о пощаде, а сало и кровь заструились с их лопающихся от жара тел, команчи устроили пляску вокруг огня.
Совет
В 1933 год была записана история 90-летней старухи по имени Держащей Ее Зонтик, которую команчи захватили в Мексике в возрасте 6-7 лет. Историю эту она поведала своей 67-летней дочери, жившей недалеко от Индиахома в Оклахоме.
«Раньше я жила у высоких гор в Мексике. Я не помню ни имен своих родителей, ни кем они были. Команчи нападали на нашу страну, спускаясь с горных вершин. Они уже захватывали некоторых моих друзей, а однажды приехали прямо к школе.
Они скакали вокруг школы на конях и бросали в нее горящие головни. Когда дети стали выбегать, они их хватали. Учитель был убит. По обычаю команчи, будучи в набеге, имели для добычи тайник в горах.
Там же они оставляли и пленников, когда их набиралось много.
Меня захватили летом и сделал это военный предводитель Тоуйеоуп (Tawyawp), который сам был из пленников. Он не жалел собственного народа. Я сидела на коленях у своей бабушки снаружи своего дома. Индеец приблизился и повалил наш забор. Он подъехал, вырвал меня из рук бабушки и усадил позади себя на коня. Из всей моей семьи меня захватили одну, родители в тот день отсутствовали.
Уже спускалась ночь, когда мы соединились с другими индейцами. Они прибыли с мальчиком чабана. Самого пастуха они убили и съели его обед. Теперь они ехали к вершинам гор. Ехали мы четыре дня и когда кончилась пища они убили лошадь.
Когда мы, наконец, прибыли полил сильный дождь и я промокла. Как только мы вошли в лагерь, другие индейцы сбежались навстречу, стали срывать с меня серьги и рвать платье на сувениры.
Другая маленькая пленная девочка сказала мне, чтобы я не боялась: «На самом деле они не хотят обидеть тебя».
На следующее утро послышались звуки двигающейся повозки. Четырех человек послали посмотреть. Мы услышали выстрелы. Затем разведчики вернулись, принеся пищу и мексиканские одеяла. Я поняла, что они убили каких-то мексиканцев.
Это был большой лагерь в горах, и мы оставались тут все то время, пока команчи устраивали набеги на страну. Они ничего тут не боялись. Мы, пленные девочки, кормились сами, чтобы не нарушать магии мужчин.
Обратите внимание
В последний набег команчи отправились все, включая женщин. Они покинули нас, пленных детей, под присмотром одного мужчины, тоже пленника. Он готовил для нас конину и мы ели ее. Когда отряд вернулся из набега с большим табуном, все стали готовиться к уходу на север. Было это, кажется, в сентябре.
Каждая семья покидала лагерь, уводя своих лошадей. Захвативший меня Тоуйеоуп имел с собой около 30 человек. Он не был удовлетворен своими лошадьми и хотел бы захватить их еще больше. Его табун остался позади. Все проходили мимо, но человек по имени Вахаоумоу (Wahaawmaw) вернулся. Когда он подъехал, Тоуйеоуп сказал ему: «Мы пойдем в другой набег.
Эта девочка будет мешать, так что мы убьем ее». Вахаоумоу пожалел меня. Он подумал о своих собственных детях. Его жена умерла. Он подобрал меня и посадил на своего мула. Он дал Тоуйеоупу немного стрел, а тот дал ему три одеяла и еще одно для меня. Мы проехали мимо лежавшей на дороге полумертвой девушки. Она была изнасилована.
Позднее мы миновали мертвого пленного мальчика.
Вахаоумоу сказал, что не причинит мне вреда. «Когда ты вырастешь, я возьму тебя в жены», – сказал он. Его жена умерла и его сопровождала племянница. Он велел ей заботиться обо мне. Женщины плохо относились к пленникам. Он велел ей приглядывать за мной, чтобы мужчины не причинили мне вреда.
Однажды ночью, когда мой хозяин был около своих лошадей, молодой воин подошел и силком потащил меня с собой. Раздевшись, он лег и я увидела, что мошонка его больна. Я ничего не делала и просто стояла рядом. Мой хозяин увидел это и подошел. Он разбранил воина и увел меня обратно в лагерь. После этого он не оставлял меня без присмотра. Он привязывал меня к лошади и возил с собой.
По пути мы прибыли в лагерь кайова. Вахаоумоу послал свою племянницу и меня взять у них какой-нибудь пищи. Мы были хороши собой. Он одел меня в одеяло и раскрасил мне лицо. Мы увидели большую палатку и вошли в нее.
«Ты жена воина?» – спросили меня. «Нет, я только пленница», – отвечала я. Кайовы дали нам вяленого мяса. Они также сказали, что неподалеку находится большое стойбище команчей.
Но когда мы пришли туда, то нашли только дымящиеся кострища.
Весь следующий день мы шли по следам и добрались до места уже в сумерках. Это был лагерь моего хозяина, тут жили родители его жены. Я заметила, что их волосы и волосы его сестры были уже длинны.
Он, должно быть, провел в набеге несколько лет. Он ввел меня в свое типи, все обвешанное одеялами, и усадил на западной стороне. Мое постоянное место было рядом с входом.
Важно
Женщина ударила меня плетью, как то было в обычае при прибытии в лагерь нового пленника.
Моей работой был уход за детьми. Маленького калеку я носила на спине, другого водила рядом. Когда они шли играть, я ходила с ними. Вахаоумоу постоянно спал с младшей сестрой своей прежней жены. Ее имя было Пуки (Puki).
Зимой охотничий отряд отправился добывать мясо. В отсутствии охотников мы беспокоились за лошадей. Пришел снежный буран и некоторых лошадей занесло снегом. У нас не хватало дров и еды.
Пленные мальчики прокапывали ходы в снегу и выкапывали замерзших лошадей, чтобы их съесть. Они пристреливали и еще живых лошадей, пасшихся в зарослях. Хорошей пищей была и кора, которую ели после конины.
Мальчики-пленники приносили и хворост для растопки.
Из-за бури охотники отсутствовали около месяца. Они потеряли много лошадей и были на грани голодной смерти. С собой они принесли мало мяса. Они придумали плести из сухожилий снегоступы и один человек на снегоступах застрелил животное стрелой, а подбежав, поскользнулся и пролетел мимо. Другие брали снегоступы взаймы, так как сухожилий на всех охотников не хватало. Это была тяжелая зима.
Следующей весной Вахаоумоу учил меня охоте. Он все еще не брал меня в жены. Он был добр ко мне. Его жена тыкала в меня выхваченной из огня палкой, ревнуя к нему, пугала меня, доводя до слез, но ее приемные дети поддерживали меня. К осени второго года я уже знала язык и ознакомилась с обычаями».
Пленные белые дети обычно принимались в племя после серии жестоких испытаний, в которых индейцы проверяли их стойкость суровым обращением и угрозой смерти. Их привязывали к столбу, с угрожающими жестами и устрашающими воплями хлестали их, грозили изрубить, застрелить, сжечь.
Некоторые дети не переживали такой инициации, а выдержавшие испытание становились рабами и им задавалась черная работа. Если он проявлял характер, соответствующий команчским стандартам, то его ожидали лучшие дни. Его могла усыновить семья воина или вождя. Позднее ему давалась возможность участвовать в набегах и битвах.
Совет
Если он проявлял доблесть, то мог стать уважаемым воином и достичь равного положения с чистокровными команчами. Пленники, по большей части мексиканцы, занимались также ремеслами: починкой ружей, изготовлением седел. Пленные женщины делались верными и покорными женами и тем самым тоже могли добиться общественного признания.
Обычно команчи отказывались возвращать пленников без выкупа. Некоторые вожди пытались остановить захват в плен белых женщин и детей, даже выкупали пленников у других команчей и освобождали их.
Известен случай, когда один из шаманов команчей, освободил мальчика-мексиканца, которого держал для ухода за лошадьми, «потому что не хотел беспокоиться об обучении его языку». Позднее он всегда отпускал своих пленников или давал им возможность бежать.
Целомудрие пленниц, если они были молоды и красивы, становилось под угрозу. Команчи регулярно насиловали пленных женщин независимо от их цвета кожи. В разряд тех над кем надругались команчи, попадали индеанки, мексиканки, просто белые евро-американки.
Современники утверждали, что команчи вели широкую торговлю захваченными пленниками во время набегов на Мексику, зачастую предпочитая вместо лошадей увести мексиканских детей. Известны случаи, когда великие воины команчи плакали из-за того, что их пленника, к которому они привязались и полюбили, приходилось возвращать его народу.
Команчи, как и все североамериканские индейцы, практиковали издевательства над пленными. Исследователи, почему то называют практику издевательств в садистских формах – пытками. Пытают для того, чтобы получить от подвергающегося пытке, что либо.
Возникает вопрос, что же хотели выведать индейцы, пытая пленного? Да ничего! Издевательства- пытки, как угодно можно это называть, форма их первобытного, воинственного менталитета, уже к концу ХIХ века полностью исчезнувшая из их культуры.
По свидетельствам современников изуверские формы издевательств они применяли крайне редко и в исключительных случаях.
Обратите внимание
Современник проведший несколько лет в плену у команчей вспоминал, что пленников команчи иногда привязывали к вырытым недалеко от своего поселения столбам нагими. Правая рука привязывалась к правому столбу, левая к левому. Тоже самое проделывалось и с ногами.
Цепочка воинов, во главе с их военным лидером, около двух сот человек, проходя вокруг пленников, останавливалась, из нее выскакивало несколько команчей, которые хватали пленников за волосы и срезали небольшой скальп.
Все же остальные индейцы издавали военный клич и каждый воин с диким визгом, сотрясая томагавком перед их лицами, кремневыми наконечниками для стрел наносил на тела пленников кровоточащие порезы. И процедура повторялась несколько раз, пока тела не превращались в сплошную кровавую массу.
Издеваясь, таким образом, команчи отдыхали, курили, смеялись, шутили, тыча в сторону истекающих кровью несчастных. Все заканчивалось танцем воинов. Из массы танцующих индейцев отделялось опять же пара воинов, которые с воплями набрасывались на пленников и добивали их, раскалывая черепа томагавками.
Команчи и другие равнинные индейцы, над женщинами редко издевались, но всегда принуждали их удовлетворять свою похоть, в то время как восточные индейцы свои жертвы женского пола после садистских издевательств убивали но не лишали их целомудрия. В случае победы без потерь, команчи могли оставить пленников в живых.
Если были потери, пленников просто ожидала смерть. Опять же кроме женщин и детей. Конечно ж, в каждом правиле были и исключения. Нельзя сказать, что команчи были столь благородны и не убивали и не издевались над женщинами и детьми вообще. Нет. Участь последних, зависела от конкретной ситуации.
Но убийства женщин и детей, издевательства-пытки над пленниками не были типичным явлением для команчей.
Издеваясь над пленным индеец, в первую очередь, доказывал свое преимущество над ним. Во вторую, показывал соплеменникам, что он мужчина-воин, чтобы последние, признали в нем воина и издевательствами над пленными он старался поддерживать свой авторитет в среде соплеменников.
Важно
Жестокость – норма жизни племен североамериканских индейцев, способ их мышления и самовыражения.
В этой связи у многих исследователей-индеанистов слово «пытка» применяемое к садистским методам воздействия на психику захваченного в плен, не совсем правильное понимание процесса издевательств индейцев над пленными.
Балийский дом, быт и образ жизни
В основе национальных традиций на Бали лежит огромное количество обрядов, ритуалов и церемоний. Находясь на острове кажется, что все жители только и заняты, что плетением корзиночек, подношениями, украшением храмов и молитвам Богам.
Буквально каждый этап жизни сопровождается ритуальными обрядами-от рождения до самой смерти. Роды проходят в окружении всех родственников, муж находится рядом с женой и защищает её от «злых духов». Правда сейчас женщины всё чаще рожают в госпитале.
При рождении ребёнка проводят церемонию, на которой присутствуют все родственники и соседи, а плаценту обычно закапывают при семейном храме-справа от двери семейного храма если мальчик и слева если девочка. Если у матери мало молока, она идёт к месту захоронения плаценты, берёт оттуда землю и натирает ею грудь.
С плацентой можно закопать любой предмет, так если родители хотят видеть своё чадо музыкантом, нужно закопать музыкальный инструмент, ручку- если писателем, кисти -если художником, полёт для фантазии огромен. Процесс сопровождается молитвами, окроплением водой и цветами.
Иногда плаценту доверяют океану, считается что тогда ребёнок вырастет свободным человеком. Часто плаценту засушивают и подвешивают над родительской кроватью, чтобы в семье ещё рождались дети.
Чуть позже проходят ритуалы детства и полового созревания.
Важным событием является подпиливание зубов-обычно верхних резсцов, в возрасте 16 лет. Делается это с целью избавления в человеке демонических черт и усмирения грехов, таких как жадность, ревность, похоть, гнев и пьянство. Церемония эта дорогостоящая, часто заявки на подпиливание зубов приходят от целой деревни. Если до этой церемонии человек не дожил, то её проводят мёртвому.
Осколки зубов принято также закапывать при семейном храме. После чего следут свадебная церемония. В брак балийцы вступают очень рано, семьи многодетные и детей балийцы очень любят, балуют и не наказывают.
Совет
Первым вопросом помимо того как вас зовут балиец всегда спросит сколько у вас детей, и чем больше, тем лучше! Разрешены браки между кузенами, развод прост(бездетность часто является весомой причиной) и ничто не мешает найти нового спутника жизни, а вот иметь двух или более жён могут позволить себе лишь богатые мужчины.
При этом нужно разрешение от первой жены! При разводе женщина возвращается в родительский дом и часто не имеет прав на детей, они остаются с отцом. Такие вот порядки… Всё имущество в семье наследут младший сын. Девочки не наследует ничего.
На участке для дома находится несколько жилых построек: для хозяина и хозяйки, их детей, родителей и прочие хозяйственные сооружения
.Самое почитаемое место-семейный храм, посвящённый духам предкам и богам, есть также святилища и жертвенники. Балийцы очень верят в духов и поклоняются Шиве, Брахме и другим богам.
Этот невидимый потусторонний мир разделяется на «светлые”и «тёмные» силы, которые хорошо отображены в балийских танцах «Баронг»,«Легонг» или «Кечак».Такой храм есть в каждом доме и есть общий для всей деревни.
Храм всегда повёрнут к священной горе Агунг. Да и спать балийцы ложаться головой к этой горе.
Так же в каждой деревне есть школа и общинный дом, возле которого часто проводят петушиные бои, которые запрещены официально, но в дни праздников они проводятся как жертвоприношения, поэтому полиция закрывает на это глаза.
Вообще балийцы народ азартный, каждый лелеет своего петушка, наряжает его и все делают денежные ставки.
Клетки с петухами можно встретить повсюду, почти в каждом доме есть петушок и курочки, в деревнях они гуляют сами по себе, а вот в Куте у наших соседей петушок гулял на верёвочке и заливисто кричал по утрам
.В своей сельской общине балийцы живут дружно, практически как одна большая семья, они помогают друг другу в тяжёлых работах на полях, при строительстве, собирают средства для сирот и стариков и на содержание храмов.
Могут пользоваться водой из общего источника для орошения полей. Община (Субак)на Бали сохранилась лучше, чем на Яве. Есть работа, которую выполняют только мужчины и только женщины.
Обратите внимание
Так приготовлением и плетением корзиночек занимаются только женщины. Их этому учат с 6 лет.
Кроме корзинок плетут очень красивые бамбуковые палочки -пенджоры. Их выставляют перед своими домами и когда едешь мимо деревень, вдоль дорог, всё это выглядит очень красочно и необычно для нас!
В полях работают все, дети тоже помогают. Также все вместе танцуют и участвуют в церемониях, а вот играть в азартные игры могут только мужчины.
Оно и верно, женщинам некогда заниматься такими глупостями! Основным занятием является выращивание риса, животноводство и птицеводство. Выращивают кофе и растения для религиозных праздников, занимаются резьбой по камню и дереву.
Редкая семья может позволить себе иметь трактор для обработки полей(в основном на полях применяется ручной труд), но если нужно его обычно берут в общине за деньги.
А крестьяне народ не богатый, заработки не высокие да и пенсий у них нет, в домах у многих нет даже телевизора и новости они ходят смотреть в общинный дом. Балийцы немного выше яванцев, женщины стройные и груз привыкли носить на голове.
Корзины с водорослями, охапки дров или кирпичи-всё на голову и вперёд! Как у мужчин так и у женщин есть четыре имени-Маде, Ваян, Неман или Кетут.
На табличке при входе в дом пишут сколько человек проживает в данном доме, сколько женщин и сколько мужчин.
Важно
До сих пор на Бали существует кастовая система. Каждой касте соответствует свой цвет, катаясь по острову всюду можно увидеть красные, жёлтые, белые и чёрные зонтики. Они стоят вдоль дорог и около храмов.
Даже свой язык есть у каждой касты, но между собой они общаются на общем-индонезийском языке. Есть свой календарь, а церемонии проводятся чётко с лунным циклом. На острове 230 праздничных официальных дней в году! Нарядные шествия можно увидеть почти каждый день!
На острове проживают четыре колдуна(есть чёрные и белые маги) и по каким- то особо важным вопросам можно обращаться к ним за помощью, а можно и проклятье наслать, правда это считается огромным грехом и этого лучше не делать.
Вообще у балийцев очень много разных поверий и примет, так например если кукует кукушка, то обязательно какая -то женщина поблизости будет беременная. Они в это очень верят, а мы заслышав «ку-ку»,«ку-ку”настораживались, переглядывались и смеялись.
Верят балийцы и в то, что многие статуи оживают по ночам, поэтому их одевают в саронги, нечего мол по ночам раздетыми бегать! Балийцы в чём -то показались мне такими детьми!
По праздникам весь народ красиво одевается в батиковые саронги, белые рубашки и едет с подношениями в храмы. Очень красиво всё это смотрится.
Основная пища индонезийцев-рис с приправами, едят также свинину, птицу, фрукты, деликатесами считаются мясо летучих мышей и насекомые. На праздники готовят жареных молочных поросят. Пьют напитки из риса и пальмового сока.
Дома гонят свой самогон-арак, крепостью как наша водка или немного больше. Рис выращивают тайский и балийский.
«Рис-всему голова»-так говорят балийцы и собирают по три-четыре урожая в год. На Бали мною просто овладела рисомания. Никогда до этого я не видела как растёт рис, поэтому рисовые поля и террасы меня просто приворожили. И хотя без колосков рис выглядит просто обычной зелёной осокой смотрится это очень красиво, ну, а с колосками и того лучше!
Совет
Балийцы выращивают как белый так и чёрный рис. Чёрный рис имеет ореховый привкус и в нём много витаминов, он полезен для зрения, при малокровии, снижает холестерин. Рис участвует во всех храмовых церемониях, на полях ставят «домики”богине Шри, приносят ей подношения и просят о хорошем урожае.
Очень почитается у балийцев вода, которая несёт очищающую силу. Все храмы стараются строить рядом с источником воды.
Ещё одним важным этапом является кремация, деньги на которую начинают копить смолоду. Балийцы верят, что душа умершего вступает в вечную жизнь и плач может повредить ей, поэтому кремация сопровождается танцами и музыкой, все несут подношения Богам, женщины на голове, мужчины на носилках.
Покойного укладывают в кремационную башню, эдакое сооружение, украшенное мифическими животными или драконами.,и везут по улицам к месту кремации. Башни бывают разные, иногда очень высокие, до 25 м. Потом всё это поджигают и пепел развеивают над океаном. Не буду очень вдаваться в эти подробности, нам хорошо это или плохо не довелось этого увидеть.
Но с другими проявлениями религиозной жизни на Бали и других островах ознакомиться было очень интересно.
Во что верят балийцы?
allworld4us
Приехав на Бали, в первый же день мы увидели, насколько экзотично это место, даже в сравнении с другими странами Азии.
Религия, обычаи, легенды и мифы переплетаются с повседневной жизнью, образуя очень сложный и замысловатый узор.
Нам было трудно иногда понять, видим мы театрализованное представление для туристов или священный религиозный ритуал, где изображения добрых духов и богов, а где – демонов и чем они отличаются.
Расспросы нашего гида и кое-какие небольшие расследования в интернете прояснили нам кое-что. Конечно, экспертами мы не стали – для этого надо посвятить изучению острова не один год, а то и всю жизнь. Тем не менее, кое-что из того, что мы узнали, возможно, будет интересно и вам!
Этот текст ни в коем случае не является научной статьей и не предназначен для экспертов. Скорее это записки любопытного туриста, попытка уяснить для себя и “разложить по полочкам” множество пестрой и противоречивой информации, которая своим разнообразием и изобилием деталей мешает увидеть картину в целом.
Можно сказать, что вся культура острова строится вокруг Балийской религии и мифологии.
На Бали главной религией является уникальная разновидность индуизма, которую называют “Агама Хинду Дхарма”, ее исповедует подавляющее большинство населения.
На самом деле, чистым индуизмом назвать эту религию нельзя. Она образована смешением индуизма, китайского буддизма и древних анимистских культов, существовавшими на островах Индонезии до прихода “материковых” религий.
Индо-буддизм в его Шиваистском варианте пришел на Бали с соседней Явы примерно 1200 лет назад. Второй волной стал поток иммигрантов в 15 веке, когда в остальной Индонезии стал насаждаться Ислам. Местные культы, посвященные духам предков и различных священных мест, противостоять новой религии не могли, но умирать отказывались. Результатом стало слияние трех вер.
Основные черты Агама Хинду Дхарма, балийского индуизма, унаследованы от индийского истока:
Высшим божеством является Санг Хьянг Тунггал – Единый Бог. Его можно назвать эквивалентом индуистского Брахмана. Все остальные божества представляют из себя различные его аспекты.
Обратите внимание
Главные из них, это триада индуистских богов (Тримурти): Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель.
Шива, в балийской традиции, Батара Гуру – сильнейший из богов Тримурти (поэтому, балийский индуизм и называют шиваизмом).
Буддизм привнес свои черты, главная из которых – идея равенства всех людей в достижении Нирваны. Будда стал присутствовать во многих храмах, как воплощение бога Вишну. Батара Гуру тоже получил часть черт Будды. Значение каст в обществе уменьшилось, касты стали равны между собой, стал возможен переход из касты в касту, исчезло понятие “неприкасаемый”.
От традиций же местных народностей – Бали Ага, в общий котел попали многочисленные духи, населяющие все и вся на острове, а также духи предков.
Даже слово “хьянг”, обозначавшее раньше духов, стало использоваться и для названия богов индуистского пантеона. Согласно существованию духов предков, немного изменились и принципы реинкарнации.
На Бали новые воплощения происходят внутри одного рода. То есть, новый ребенок будет воплощением кого-то из своих предков.
Пока же не произошло воплощение, духи предков разделяют жилища богов – вулканы.
Вулканы занимают совершенно особое, точнее, центральное во всех смыслах, место в вере Балийцев. Центром мира является Гунунг Агунг. Это самая священная гора, аналог Кайлаша в Индии – обиталище Батара Гуру (он же Шива). Поэтому самый главный храм острова – Бесаких, построен на склоне этого вулкана.
Гунунг Агунг и другие горы – средоточие добрых сил острова, обиталище добрых духов и богов (Каджа). Океан, окружающий остров – пристанище демонов и злых духов (Келод).
Заданное радиальное направление Каджа-Келод определяет двойственность мира: горы-океан, добро-зло, черное-белое, чистота-скверна. Кроме того, этот “вектор”, как компас, ориентирует многие аспекты жизни на острове.
Семейные храмы и все жилые помещения в домах балийцев группируются со стороны священных гор, “нечистые” помещения – ближе к морю. Также сориентированы и все храмы острова. Этому же правилу подчиняются священные обряды и многие повседневные дела.
Важно
Даже спать ложиться по “балийскому фен-шуй” полагается головой в сторону священных гор.
Балийский индуизм также называют “Религией Святой Воды” (Агама Тирта). Вода и вправду является важнейшим символом в балийской религии. Источником пресной воды на острове являются вулканические озера на вершинах священных гор. Все реки и каналы древних и сложных ирригационных систем острова несут эту воду в направлении Каджа-Келод – с гор в океан, по пути очищая остров и его жителей в буквальном и духовном смыслах. Это уже делает любую пресную воду на осторве достойной уважения. После же ритуала освящения, вода становится святой – такая вода обладает уже несравненно более сильными магическими свойствами и используется в религиозных церемониях.
Некоторые из самых почитаемых храмов (например Пура Улун Дану) буквально стоят на воде – в священных горных озерах. Есть также храмы со святыми источниками, вокруг которых организованы специальные купальни.
Конечно обилие изысканных храмов – одна из самых заметных особенностей острова. Всего на Бали около 20000(!) храмов. В каждой деревне есть несколько общественных храмов, а в каждом доме местных жителей обязательно должен быть собственный, семейный храм. На самом деле, строительство каждого нового дома начинают именно с храма.
Все храмы – и большие “всеостровного” значения и самые скромные семейные построены по одному принципу.
Храм делится на три внутренних двора под открытым небом. Алтари находятся в “святая святых” внутри третьего двора. Там и проходят службы. Вход в первый двор находится в направлении моря, самый главный, внутренний двор – в направлении гор. Таким образом, соблюден принцип Каджа-Келод, а самые важные помещения храма выше остальных. Если храм стоит на равнине, для внутреннего двора и алтарей строится специальное возвышение.
Статуи богов и алтари оборачивают клечатой тканью – поленг, которая символизирет мировой дуализм. О том же двойном разделении мира говорит характерная форма храмовых врат – бы расколотая пополам арка. Кроме того, эти врата символизируют границу, раскалывающую мир. Через нее можно, сохранив свою телесную оболочку, проникнуть в мир духов.
Неподалеку от храма часто строится «вантилан» – площадка для петушиных боев. Сам бой петухов считается чем-то вроде жертвоприношения, а пролитая птицами кровь – жертвенной.
Как принято в индуизме, каждый храм посвящен какому-то божеству. У каждого храма, кроме различных религиозных церемоний, проходящих в нем, есть особый день, когда проходит церемония Одалан – день рождения храма.
Священные тексты балийского Индо-буддизма – веды. Пураны и классические древнеиндийские эпосы имеют меньшее значение. Это подчеркивает древность балийского учения, отделившегося от индийского еще до того его реформ 1800 лет назад.
Махабхарата и, конечно, Рамаяна являются излюбленными темами для искусства и ремесел, вдохновляют костюмированные танцы, которые так любят туристы, но в религиозной жизни намного большее значение имеют местные сказания и легенды.
Наверное, главным из них можно назвать сюжет о противостоянии Баронга и Рангды.
Баронги – это короли духов, защитники отсрова, возглавляющие силы добра.
Всего на Бали 5 Баронгов, каждый из которых защищает свою часть острова. Они принимают форму дикого кабана, тигра, змеи, дракона и льва. У туристов больше всего шансов увидеть танец Баронга-льва, так как именно он защищает регион, в котором расположен Убуд, где туристам часто показывают танец Баронга.
Совет
В этом танце Баронг борется со своим извечным противником – королевой демонов Рангдой.
Рангда – предводительница темных сил острова. Являясь ведьмой-королевой демонов, она имеет все необходимые пугающие атрибуты: страшная старуха с огромными когтями, клыками, выпученными глазами и свисающим до земли языком. Кроме всего прочего, она крадет и поедает детей. Ее прообразами в индуизме считаются Кали и Дурга. Кроме того, возможно, Рангда имеет реальный прообраз в истории острова. В 11 веке тогдашняя яванская королева Махендрадатта была обвинена своим супругом, королем Дхармодаяной в черном колдовстве и изгнана. По легенде, мстя за свое изгнание, она наслала на королевство черную чуму, убившую половину жителей. Теперь же основная ее задача – возглавить темные силы в их извечной борьбе с Баронгом.
В борьбе Баронга и Рангды, где ни один из противников не может одержать полной победы, рождается баланс добра и зла. Эта борьба изображается в ритуальных танцах и процессиях.
Кроме Праздников дня рождения храмов, процессий и танцев Баронга, оригинального балийского празднования Нового Года, на острове существует еще много религиозных церемоний. На самом деле, редко кому удается побывать на острове не увидев своими глазами ни одной.
Но, даже, если вы попали в число таких “счастливцев”, вы наверняка не пропустите еще один аспект религиозной жизни балийчев: подношения духам.
Их можно увидеть (а иногда ненароком и наступить) на любой улице, у каждого дома. Это крошечные корзиночки, сплетенные из пальмовых листьев. Принято задабривать подношениями всех духов – и добрых и злых.
Подношения добрым духам устанавливаются на небольших постаментах, напоминающих тайские “домики духов”. Они могут стоять у любого дома, на перекрестках дорог, а также в храмах.
Само собой, на праздничных церемониях в храмах, подношения (Canang Sari) отличаются куда большей красотой и замысловатостью.
Злым же духам оставляют подношения на земле, напротив входа в помещение. Именно на них зачастую случается наступить туристу, но местные жители никогда не обижаются, уж не знаю, от того, что подарки были и так предназначены демонам, то ли это просто не считается какой-то плохой приметой.
Различается и содержимое подношений. Добрые духи получают более возвышенные подарки: записки с молитвами и благовония, а демоны – более приземленные: цветы, воду, еду, говорят, иногда даже сигареты 🙂 Балийцев ничуть не смущает обычай оставлять подношения демонам. Ведь это верный способ уменьшить вред, который они могут причинить.Вообще, балийцы не склонны к крайностям, а всегда сремятся к равновесию и гармонии. Наш гид, например, никогда не говорил что какие-то духи, на чьи скульптуры мы ему указывали – злые. Он всегда старался объяснить, что все они достойны внимания и уважения.
Кроме религии, большим уважением на острове пользуется магия. “Белые” колдуны используют магическую энергию “сакти”, чтобы лечить больных наложением рук, а также избавлять их от козней злых духов и “черных” магов.
Обратите внимание
Магическая сила сакти также может исходить от ритуальных предметов (например масок), святых и “особых” мест, таких как особенные деревья, скалы или пещеры..
Для этого, чтобы стать магом, нужно пройти специальный ритуал, который призван освободить скрытую в человеке санкти и дать ему возможность ею пользоваться.
Кроме того использование магии требует сложного обучения, основы которого хранят магические книги, недоступные не только туристам, но и любому “непосвященному” магии балийцу.
Вот, в двух словах, то, что мне удалось разузнать о своеобразии традиций Бали. Было бы очень здорово, если кто-то сможет рассказать про еще какие-нибудь интересные особенности, дополнить мои изыскания своим опытом или указать на ошибки, которые вполне могли вкрасться в мои рассуждения :)Пожалуйста, пишите – мы ничуть не потеряли интереса к этому замечательному острову и рады будем узнать о его обычаях и культуре что-нибудь новое и интересное!
В этой записи:
Агама Хинду Дхарма – балийский индо-буддизм.Центр мира и балийский “компас” – Каджа-Келод.Агама Тирта – Религия Святой Воды.Устройство храмов Бали
Противоборство Баронга и Рангды.
Зачем на улицах эти корзиночки?
Колдуны Бали.
Мы на фейсбуки в инстаграм
Балийские истории-2. Балийцы
Первая часть тут
Вайян — умный!
Анекдот
Русский житель Бали жалуется балийцу на то, что местный житель по имени Вайян помог русскому оформить земельный участок, а затем сделал так, что участок перешел к балийцу в собственность. Ожидая, естественно, сочувствия… На что балиец качает головой и с завистью произносит:
— Да-а! Этот Вайян умный!
Знаете в чем соль этого анекдота? Это не анекдот.
Тайна одинаковых культур Майя и Балийцев
Одной из величайших археологических загадок является неизвестная история о схожести культур, оставленные двумя, казалось бы, ничем не связанных между собой, древних цивилизаций: Древние майя с одной стороны океана и древние балийцы с другой.
Таинственные и необъяснимые сходства в их архитектуре, иконографии и религии настолько яркие и глубокие, что их цивилизации можно соотнести к родственным. Но тем не менее, учеными это игнорируется. Какое отношение имеет археология к политике и большому бизнесу? Самое прямое..
Следующее утверждение, написанное жирным шрифтом, может показаться абсурдным, но, пожалуйста, прочтите его, посмотрите фотоматериал ниже и дальше сделайте свой вывод:
Дайвинг на Бали (Видео)
Контролируя основные научные учреждения и средства массовой информации, значительно богатая группа элит успешно скрывали исторические и духовные истины нашего древнего прошлого. Целью этой группы является поддержание мировой системы экономического и политического влияния, которую их предки установили еще более века назад, которая была когда-то названа «теневым правительством» .
В частности, эта элита скрывает тот факт, что когда-то существовали цивилизации с передовой духовной доктриной, которую позже унаследовали первые известные мировые цивилизации — «дети» той цивилизации Золотого Века.
Первые культуры унаследовали и практиковали эту «универсальную религию», которую нынешний истеблишмент СМИ и научных кругов называют: «гипердиффузионизм»
Одно из основных положений классического диффузионизма:
Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
— Википедия
Ангкор, Сием-Реап, Камбоджа (+Фото)
Важно
В этой статье мы показательно рассмотрим, как древняя культура высоко-развитой цивилизации майя, которая процветала на полуострове Юкатан на юго-востоке Мексики, являлась таинственно похожей на идентичную культуру на другой стороне земного шара, древней балийской, которые процветали на крошечном острове Бали в Юго-Восточной Азии. То, что вы увидете свидетельствует о вселенской религии по обе стороны Тихого океана.
Ученые говорят, что майя и балийцы никогда не были в контакте, так как они были разделены Тихим океаном, который преодолеть было невозможно в то время. Тем не менее, эти ученые не хотят объяснять глубокие схожести этих двух культур.
Приведу 12 примеров таких сходств:
1. Cтупенчатые пирамиды (с храмами на вершине)
Балийцы (слева): храм Бесаких — «Мать храмов», или Пура Бесаких, является самым значимым, большим и святым пирамидальный храмом Бали в Индонезии.
Майя (справа): Это ступенчатая пирамида, называется «могилы верховного жреца» или Оссуария, имеет четыре стороны с лестницами на каждой стороне. По бокам лестницы украшены переплетенными пернатыми змеями.
2. Два дракона / змеиные балясины
Балийцы (слева): Храм Бесаких называется «Лестница в небо», которая сделана с симметричными балюстрадами змея / дракона, которые опускаются по всей длине лестницы. В нижней части лестницы рты открыты.
Майя (справа): Пирамида Эль Кастильо с перьями змеями, которые спускаются вниз балюстрадой с северной стороны. В нижней части лестницы рты открыты. Во время весенних и осенних равноденствий, ближе к вечеру солнце падает на северо-западный угол пирамиды и бросает серию треугольных теней на северо-западные балюстрады, которые создают иллюзию ползущего вниз пирамиды пернатого змея.
3. Священная архитектура арок и карнизов
Балийцы (слева): Эта арка из храмового комплекса в Убуд. Cтроились они путем последовательной укладки камня, таким образом, что они сходятся к центру арки. Часто, последний разрыв соединялся плоским камнем.
Майя (справа): Такой же свод можно наблюдать у древних Майя. Они не использовали краеугольный камень, что делает свод Майя более остроугольным. Часто, последний разрыв соединялся плоским камнем.
4. «Грозные» божества у входа в Храм
Зеленое строительство на острове Бали (+Видео)
Балийцы (слева): Обратите внимание на лицо, правую руку, левую руку и левую ногу. Таким образом балийское божество показывает на вход в балийские храмы.
Совет
Он держит факел в левой руке, у него огромные зубы и клыки, длинные волосы, борода и страшное выражение лица.
На нижнем фото можно увидеть его левой ногу повернутую влево, а его правая рука прижата к груди, локоть аналогичен как на фотографии с майя.
Майя (справа): Обратите внимание на лицо, правую руку, левую руку и левую ногу. Это «ревун, обезьяний бог» статуя отмечает входы в храмы майя.
Бог Ревун был главным божеством искусства, в том числе музыки и покровителем ремесленников среди классических майя. Он держит факел в левой руке, имеет огромные зубы, длинные волосы, бороду, и страшно выражение лица.
На нижнем фото можно увидеть его левой ногу повернутую влево, а его правая рука прижата к груди. Все аналогично как на фото с балийским божеством.
5. Скульптуры каменных змеев
Green Village: бамбуковая деревня на Бали (Фото)
Балийцы (слева): Балийские змеи, торчат с разных сторон храмов. Змей является одним из старейших и наиболее распространенных мифологических символов; он представляет плодородие или жизненную силу. Когда змей сбрасывают кожу, это является символом возрождения, трансформации, бессмертия и исцеления. Уроборос является символом вечности и постоянного обновления жизни.
Майя (справа): Майя змеи, так же торчат из сторон храмов. Змей — был очень важный социальный и религиозный символ, почитаемый майя. Главный Мезоамериканский бог, Кецалькоатль, был представлен в виде пернатого змея.
Змей был очень важен в ритуалах майя. Участники испытывали видения, в которых они общались с предками, или богами.
Обратите внимание
Эти видения принимало форму гигантского змея, который служил в качестве шлюза в духовный мир, где предок или бог, выходил из уст змея.
6. Концентрация духовной энергии посредством жестов
Балийцы (слева): Обратите внимание на позу рук йога Ачинтья (Статуэтка ачинтья, музей в Бали) которая являлась главным божеством древней балийской религии. Важным аспектом в древней мировой практике йоги являются позы рук, тела и глаза, чтобы вызвать определенные потоки энергии и создать определенные состояния сознания.
Майя (справа): Стела Н в Копан, были возведены 5 декабря 711. Обратите внимание на положение рук по сравнению с Ачинтья.
7. Пугающие лица над дверными проемами (со встроенными перемычками)
Балийцы (слева): На многих балийских храмах изображали лики божества в виде гротескных, или страшных ликов над главным входом. Такие лики делали специально, чтобы отпугнуть злых духов. Дверные проемы и окна зданий были особенно уязвимы к злу. На церквях и замках, в более поздний период, делали горгулей или другие гротескные лица и фигуры.
Майя (справа): Аналогично с масками майя, которые показывают лица змей и различных животных. Такие маски были довольно распространенным явлением.
9. Одинаковые божественные слоны
Балийцы (слева): Слон здесь может, предшествовать практику индуизма на острове. В индуизме, наиболее широко поклонялись индуистскому богу Ганеша: Слон Бог. Он представляет собой «совершенную мудрость» и «дарует процветание.» Он сочетает в себе природу из двух самых разумных существ — человеком и слоном.
Майя (справа): Слон занимал видное место в искусстве и скульптуре на протяжении многих лет в древней Америке.
9. Храмы с массивным «ртом»/ входом
Бали: Пересекая рай
Балийцы (слева): Это храм Гоа Гаджа, также называемый Пещера Слона. На фасаде пещеры (или у входа в его рот) расположены в большом количестве зооморфные маски. Рядом с этой фигурой в рельефе различные угрожающие существа и демоны, высеченные в скале.
Важно
Майя (справа): Ушмаль: Пирамида Мага. На фасаде входа в пирамиды огромное количество зооморфных масок. Рядом с этой фигурой в рельефе различные угрожающие существа и демоны, высеченные в скале у входа. Линда Шиле (1942 — 1998) эксперт в области майя эпиграфики и иконографии, писал:
«Фасады архитектуры майя служили для ритуала и носителей важной религиозной и политической символики … Один из самых впечатляющих приемов была большая голова монстра с дверью, как его рот … Людям, входящим в такие здания, казалось, будто они входят в пищевод монстра «.
10. Chakana Cross символы
Балийцы (слева): Ученые по большей части игнорировали этот эзотерический духовный символ, который повторяется на балийских каменных памятниках. В Андской культуре (инков, пре-инков) хорошо известен как «Chakana», которая расшифровывается как «Крест инков.» Chakana символизировала для инков мифологию Мирового Древа (т.е. Дерева Жизни).
Майя (справа): Символика Chakana существует и в майя искусстве и архитектуре, где они имели один и тот же религиозный смысл и служили той же духовной целью. Как и в Бали, Chakana принимает форму ступенчатой ??креста. Она состоит из равностороннего креста с указанием сторон света и накладывается в квадрат.
11. Третий глаз между глазами на лбу
Балийцы (слева): Балийские скульптурные лица отображали точку на лбу, которая символизировала «Третий Глаз». Этот символ присутствовал в религиях, мифологии и духовных культурах коренных народов во всем мире. Третий глаз доступен для всех нас, и мы можем открыть его и использовать его, чтобы увидеть «внутреннюю душу».
Майя (справа): Символика аналогична балийской.
12. «Триптих» трехдверные храмы с акцентом на центральную дверь
Балийцы (слева): Храм триптих существует по всему Бали. Триптих относится к центральному учению балийской религии коренных народов, которая была связана с Третьим глазом.
Майя (справа): Храм триптих является основным по всей Мексике и расположены по всему Юкатану.
Эти 12-ть основных сходств до сих пор можно наблюдать на развалинах древних балийских и майя культур — цивилизаций близнецов, которые развивались на противоположных сторонах Тихого океана. Эти факты свидетельствуют о гораздо более глубоких связях, которые разделяют эти древние цивилизации.
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку – ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста,