Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

Аудит некоммерческой организации. Порядок проведения

Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

Задачи аудита НКО

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Подготовка к аудиту НКО

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  • Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  • Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  • Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  • Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.
  • Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

    Что именно проверяет аудитор?

    Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

    • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
    • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
    • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
    • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
    • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
    • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
    • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
    • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

    Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

    К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

    Результаты работы аудитора

    По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

    • Название бумаги.
    • Информация о компании, которая проверяется.
    • Информация об аудиторе.
    • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
    • Порядок аудита.
    • Документы, которые были проверены.
    • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
    • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
    • Дата оформления документа.

    В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

    К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

    ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

    Типичные ошибки, выявляемые при аудите

    Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

    • Неправильное оформление членства в фирме.
    • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
    • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
    • Поступление средств в НКО без оформления.

    Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

    Дополнительная информация

    Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

    • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
    • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

    В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

    ВАЖНО!
    Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

    Аудит НКО. Образец заполнения

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    Некоммерческие организации подвергаются аудиту, проводимому в обязательном порядке или инициированным учредителями, руководителем организационной формы. НКО – организации, не имеющие основной целью ведения деятельности получение прибыли. При функционировании структуры решаются социально-значимые задачи. В статье расскажем про аудит НКО в 2018, дадим инструкцию по проведению.

    Большинство НКО обеспечивают финансирование текущей деятельности за счет внутренних источников – поступлений членов. При ведении коммерческой деятельности доходы, полученные организацией, должны направляться на реализацию уставных целей. В настоящее время в РФ имеет более 30 видов НКО.

    Задачи, решаемые в ходе проведения аудита НКО

    Проверка деятельности НКО направлена на выявление несоответствия фактических операций, порядка ведения учета законодательным и уставным требованиям. В составе задач, решаемых при аудите, содержатся:

    • Выявление целевого назначения расходования средств.
    • Соответствие записей учета информации первичных документов.
    • Верность документального оформления операций поступления и расходования денежных средств, имущества организации.
    • Соответствие законодательным нормам налогообложения доходов, полученных от ведения деятельности и не направленные на уставные цели.
    • Верность и соответствие уставным требованиям положений договоров, заключенных с коммерческими структурами, наемными работниками.
    • Соответствие полномочий руководящего состава НКО уставным задачам, документальное оформление приема новых членов и проверка прочих действий учредительного характера.

    При инициации аудита перед проверяющими лицами руководителем ставятся дополнительно узкие задачи, продиктованные спецификой некоммерческой структуры. В рамках аудита может производиться составление проектов расходования средств, получение рекомендаций профессионалов. Читайте также статью: → «Аудит учредительных документов».

    Нко с обязательным проведением аудита

    Законодательством четко определен перечень НКО, в отношении которых аудит обязателен. Проверка проводится для форм:

    • Негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных и прочих).
    • Управляющей компании акционерного или паевого инвестиционного фонда, пенсионного фонда.
    • Крупных организаций, имеющих по отчетности предшествующего года валюту баланса свыше 200 тысяч МРОТ.
    • Организаций, являющихся структурными подразделениями иностранных некоммерческих структур. НКО с иностранным участием представляют аудиторское заключение в Минюст в составе отчетности.

    Обязанность проведения обязательного аудита может быть прописана в Уставе. Прибегают к аудиту НКО, получившие гранты. Подтверждением целевого расходования средств, предъявляемое грантодателю, являются отчет или заключение аудитора.

    Лица, имеющие право на проведение аудита

    Право на поведение аудиторской проверки имеют организации и ИП, имеющие членство в саморегулируемой организации аудиторов. Членство в СРО заменило лицензирование аудиторских компаний и частных аудиторов.

    Обязательным условием включение в состав членов СРО является наличие профессионально обученных специалистов, имеющих аттестат аудиторов.

    Проверка производится группой лиц (юристов, бухгалтеров), руководство которыми и составление заключения осуществляет аттестованный аудитор.

    Деятельность аудиторов регулируется ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Одним из условий привлечения компании или ИП к аудиту является независимость по отношению к проверяемому предприятию.

    Проверяемые лица не должны быть учредителями, родственниками должностных лиц аудируемых лиц, производить ранее постановку, восстановление, ведение учета и отчетности в течение 3 предшествующих лет.

    Подготовка к проведению аудита

    До начала проведения аудита осуществляется подготовка к проверке, содержащий целый ряд процедур. Правильная организация проверки позволяет осуществить аудит эффективно и с малыми временными затратами.

    Процедура
    Описание

    Определение целей и задач аудита
    При инициативном аудите проводится полный и частичный аудит

    Знакомство с деятельностью предприятия
    В процессе ознакомления изучаются структура предприятия, виды деятельности

    Ознакомление с материалами проверок
    Изучаются заключения предыдущих мероприятий внутреннего контроля, налоговых органов, предыдущих проверок аудиторов

    Определение рисков
    Производится оценка аудиторского риска

    Разработка стратегии и тактики проверки
    Утверждается программа проверки, план действий с установлением круга проверяемых и сроков исполнения

    Пример определения аудиторского риска

    Аудит НКО «Вымпел» инициирован учредителями для получения гранта. В ходе подготовки аудиторская компания «Контролер» должна определить аудиторский риск. По данным бухгалтерской отчетности определен внутрихозяйственный риск 70%.

    Риск средств контроля, установленный по существенным показателям первичной документации – 40%. Вероятность риска необнаружения существенных ошибок составила 10%.

    Аудиторский риск составил: АР = ВХР х РСК х РН = 0,7 х 0,4 х 0,1 = 0,028 или 2,8%.

    Порядок проведения аудиторской проверки

    Обращение в аудиторскую компанию производит НКО. Организация посылает письменный запрос на проведение проверки с описанием примерного перечня задач и сроков проведения. Аудиторская компания должна ответить на обращение согласием или отказом, также представленном в письменном виде. Читайте также статью: → «Аудит учета материально производственных запасов».

    При согласии на проведение аудита письмо является договором офферты. К офферте может быть дополнительно заключено соглашение, составленное после предварительного ознакомления аудиторской компании с деятельностью НКО и задачами проверки. При проведении аудита проверка осуществляется путем реализации нескольких этапов.

    Этап проверки
    Состав действий аудитора

    Подготовительный
    Производится ознакомление с деятельностью, задачами, определение программы и плана

    Промежуточный
    Осуществляется проверка документации, систем внутреннего контроля для определения степеней рисков

    Основной
    Производится непосредственно сама проверка документации с отражением информации в рабочих документах

    Заключительный
    Составляется отчет и заключение по материалам аудита

    Пошаговая инструкция проверки НКО

    Проверка некоммерческих организаций имеет отличия от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.

    Участки проверки
    Дополнительные сведения

    Учредительные документы
    Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством

    Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов
    Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения

    Финансирование прочими организациями, включая гранты
    Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования

    Пожертвования физических лиц
    Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств

    Поступления внереализационного характера
    Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов

    Расходы организации
    Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности

    Поступление от ведения коммерческой деятельности
    Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов

    Оплата труда работников
    Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление приема и выплат

    Заключение по аудиторской проверке

    Результат аудиторской проверки является субъективным мнением аудиторской компании или независимого аудитора.

    Заключение, составленное по материалам проверки, представляет собой официальный документ.

    Составление заключения осуществляется после того, как аудитором была изучена доказательная база и произведен анализ документов, произведенный выборочным или сплошным методом. Документ должен содержать информацию:

    • Наименование документа.
    • Данные об адресате – инициаторе проверки.
    • Сведения об аудиторской компании, составе проверяющих.
    • Информация об аудируемом НКО.
    • Законодательные акты, на положениях которых основывался аудитор.
    • Порядок проведения аудита и документы, рассмотренные в ходе проверки.
    • Описание достоверности изученных данных.
    • Мнение аудитора.
    • Дата составления заключения.

    Заключение подписывается аудитором, подпись удостоверяется организацией.

    Скачать пример заключения аудита НКО

    Виды заключений, составляемых по материалам проверки

    Существует несколько видов аудиторского заключения, выражающее мнение: безоговорочно положительное, с оговоркой, отрицательное или отказ от вынесения решения по результатам. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы пользователям информации была очевидна характеристика учета предприятия.

    • Положительный результат является подтверждение абсолютно верного ведения учета, составления отчетности и удовлетворительных выводов по задачам, определенных заказчиком. Мнение с оговоркой означает ведение учета и отчетности в рамках законодательства с выявлением незначительных ошибок.
    • Отрицательное мнение выказывается аудитором при выявлении им состояния учета и отчетности предприятия, не соответствующее законодательным нормам, уставной деятельности. Отказ от выражения мнения возникает при условии выявления недостаточности материала, позволяющего сделать выводы о верности ведения учета.

    Ошибки, допущенные при проведении аудита

    Аудиторы при проверке НКО могут допустить ошибки, не позволяющие обеспечить полноту вынесенного заключения. В практике встречаются недостаточное изучение:

    • Членства в НКО. При неверном оформлении членства поступления признаются внереализационными доходами и подлежат налогообложению.
    • Найма работников и выплат вознаграждений. Ряд НКО не имеет права принимать на работу сторонних лиц. Читайте также статью: → «Аудит расчетов с персоналом по оплате труда».
    • Расходов на конференции, собрания. Отсутствие документального подтверждения представительских расходов, наличие соответствующей статьи в смете не позволяют отнести затраты к уставной деятельности.

    Анализ деятельности НКО требует специальных знаний специфики учета и отчетности организаций.

    Рубрика «Вопросы и ответы»

    Вопрос №1. На основании каких условий аудиторская компания может расторгнуть договор с заказчиком?

    Причинами прекращение договорных обязательств могут быть отсутствие создания условий проведения проверки – непредоставление документов, создание препятствий к проверке.

    К началу аудита заказчик обязан подготовить необходимые финансовые, бухгалтерские, учредительные документы и создать условия для проверки.

    В результате производится расторжение договора с компенсаций издержек, понесенных аудиторской компанией.

    Вопрос №2. Какая периодичность проверок НКО, деятельность которой попадает под обязательный аудит?

    Необходимо проводить ежегодные проверки в случае, когда НКО требуется обязательный аудит.

    Вопрос №3. Продлеваются ли сроки аудиторской проверки?

    В процессе проверки могут быть выявлены обстоятельства, удлиняющие срок проверки, что дополнительно согласовывается с заказчиком.

    Вопрос №4. Имеются ли отличия в проведении проверки аудиторской организацией или ИП?

    Существует ряд направлений деятельности предприятий (банковская, операций с ценными бумагами), проверку которых может осуществлять только организации.

    Вопрос №5. Нужно ли НКО представлять аудиторское заключение в органы статистики?

    Если НКО попадает под обязательный аудит, заключение в органы статистики представляется одновременно с отчетностью.

    Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

    5.2. Этапы проведения аудита некоммерческой организации | Глава 5. Аудит некоммерческих организаций | Читать онлайн, без регистрации

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    5.2. Этапы проведения аудита некоммерческой организации

    Порядок определения объема аудиторской проверки установлен Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (Утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696). (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г., 16 апреля 2005 г., 25 августа 2006 г.).

    Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта. Порядок направленности проведения аудита может определяться исходя из интересов заказчика.

    Аудиторская проверка отвечает определенному набору требований и разбивается на несколько этапов, которые могут осуществляться в разнообразной последовательности.

    Этапы проведения:

    1) планирование аудита (включает: предварительное знакомство в клиентом, особенностями его деятельности, оформление контракта или письма обязательства).

    Цель планирования заключается в организации эффективной и экономически оправданной проверки, на основе расчета уровня существенности предстоящей проверки, изучения и оценки системы бухгалтерского учета, оценки рисков, подготовки плана и программы аудита.

    2) сбор аудиторских доказательств – выполнение аудиторских процедур. Совокупность комплексов работ экономического субъекта, которые необходимо проверить при проведении аудита.

    Этап сбора аудиторских доказательств самый объемный и трудоемкий. Для качественного его проведения необходима полнота изучения и анализа всей имеющейся для этого необходимой документации. Полный спектр источников информации для проведения аудита в некоммерческих организациях любой формы можно представить в виде блока:

    – учредительные и регистрационные документы (устав; закон, на основании которого создана и осуществляет свою деятельность, данная некоммерческая структура);

    – внутрифирменная документация организационного характера;

    – учетная и финансовая (бухгалтерская) документация (учетная политика, бюджетные документы, рабочий план счетов, сметы доходов и расходов, отчетность, финансовые договоры);

    – материалы ранее проводимых проверок (аудиторских, ревизионных, налоговых);

    – материалы, полученные из бесед и проведения опросов руководства некоммерческой организации, работников, третьих лиц и т. д.;

    3) документирование.

    По ходу проведения проверки документируются все основные аспекты проводимой работы, сделанные выводы и другие вопросы, имеющие какое-либо значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита. Рабочая документация оформляется согласно положению Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Документация должна быть достаточно полной и убедительной;

    4) последний этап. На нем завершается оформление рабочей документации и начинается подготовка письменной информации руководству проверяемой организации, формируется мнение о достоверности проверенной учетной и иной документации и подготавливается аудиторское заключение. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.09.2001 г. ст. 16 отмечено:

    – аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ;

    Основы аудита. Особенности аудита некоммерческих организаций

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    Тема 1. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

    Тема 2. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

    Тема 3. Роль международных и национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности

    Тема 4. Профессиональная этика аудитора

    Тема 5. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок

    Тема 6. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок

    Тема 7. Планирование аудиторской проверки

    Тема 8. Аудиторские доказательства и документы

    Тема 9. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм

    Тема 10. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности

    Тема 11. Аудиторское заключение: виды и порядок подготовки

    Федеральным Законом №7-ФЗ от 12.01.

    1996 «О некоммерческих организациях» определены правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, порядок использования имущества, права и обязанности учредителей, основы управления, возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и местного самоуправления, порядок создания и деятельности на территории России подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

    Согласно ст.2 Закона №7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Согласно нормам ст.

    50 ГК РФ и Закона №7-ФЗ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов. Некоммерческие организации (НКО) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Аудит НКО может включать следующие этапы:

    1. Аудит учредительных документов и правовых основ деятельности НКО

    Целями создания НКО являются социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

    В результате проверки учредительных документов и правовых основ деятельности некоммерческих организаций аудитору следует получить достаточные доказательства, обеспечивающие уверенность в том, что деятельность, осуществляемая НКО, соответствует законодательству РФ, учредительным документам и отчетности, представленным в уполномоченный федеральный (территориальный) орган.

    2. Аудит бухгалтерской отчетности и учетной политики НКО

    Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций, не ведущих предпринимательскую деятельность, включает согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

    — бухгалтерский баланс (форма №1);

    — отчет о прибылях и убытках (форма №2);

    — отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

    Отчетность таких НКО представляется только один раз в год по итогам отчетного года.

    При подготовке годовой отчетности НКО, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную действующим законодательством и учредительными документами, формируют бухгалтерскую отчетность в полном составе.

    В процессе проверки НКО аудитору необходимо уделить достаточное внимание правильности составления отчета о целевом использовании полученных средств. В отчете о целевом использовании полученных средств отражается информация о движении средств по балансовому счету 86 «Целевое финансирование»:

    — об остатках средств, поступивших, например, в виде вступительных членских, добровольных взносов, пожертвований;

    — о поступлении средств в течение отчетного периода;

    — о расходовании средств в течение отчетного периода;

    — об остатках средств на конец отчетного периода.

    НКО вправе самостоятельно добавлять в форму отчета о целевом использовании полученных средств дополнительные статьи для данных, являющихся существенными.

    В ходе аудита необходимо проверить обоснованность распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью НКО и закрепление этого способа в учетной политике, соответствие данных по учету затрат в аналитическом и синтетическом учете.

    Особое внимание в процессе аудита НКО следует уделить формулировкам в текстах платежных и иных первичных документов.

    В первичных документах должны присутствовать конкретные указания, на выполнение каких мероприятий и программ перечисляются денежные средства.

    3. Аудит расчета налога на прибыль

    Согласно ст. 246 НК РФ все НКО, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. В ст. ст. 251 и 270 НК РФ определены доходы и расходы, не принимаемые для целей расчета налога на прибыль.

    На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся средства целевого финансирования. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат налогообложению целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности.

    При несоблюдении НКО нижеперечисленных условий (ст. 251 НК РФ) целевые средства могут стать объектом налогообложения:

    1) НКО обязаны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования либо целевых поступлений;

    2) в случае невыполнения требования о целевом использовании полученные средства (имущество) включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) на дату фактического использования средств (имущества) не по целевому назначению (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

    3) НКО должна использовать средства, поступившие в рамках целевого финансирования, в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили. Иначе указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов.

    В подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

    Форма отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07) утверждена Приказом Минфина России и ФНС от 15 декабря 2010 г.

    №ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения».

    В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации.

    Тогда согласно положениям ст.

    256 НК РФ по объектам основных средств, приобретенным НКО, за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемых для осуществления коммерческой деятельности, НКО вправе начислять амортизацию и принимать в составе расходов для расчета налога на прибыль.

    Действующее законодательство РФ обязывает НКО, осуществляющие предпринимательскую деятельность, представлять отчеты о проделанной работе и полученной прибыли в государственные органы.

    В настоящее время контроль над расходованием средств, в особенности бюджетных, поступающих по благотворительным программам, осуществляют не только налоговые органы. Поэтому ведение учета требует точности и прозрачности отражаемых хозяйственных операций в целях обеспечения достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности НКО.

    Если НКО финансируется из источников, носящих как коммерческий, так и некоммерческий характер, то учет поступающих средств и их расходование ведутся раздельно.

    Кроме того, в ходе проверки потребуется оценить не только достоверность отражения деятельности НКО в бухгалтерском учете, формирование и представление бухгалтерской отчетности, но также и соответствие информации о деятельности НКО, представляемой в уполномоченный орган, ее целям, закрепленным в учредительных документах, и действующему законодательству РФ.

    Читать дальше

    Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

    Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

    Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

    АУДИТ НКО

    Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

    В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

    • с объемом выручки от продажи продукции (товаров,  работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
    • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

    Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

    • общественных или религиозных организаций (объединений);
    • общин коренных малочисленных народов РФ;
    • казачьих обществ;
    • некоммерческих партнерств;
    • учреждений;
    • автономных некоммерческих организаций;
    • социальных, благотворительных и иных фондов;
    • ассоциаций и союзов;
    • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

    Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

    Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

    РЕГИСТРАЦИЯ НКО: СТОИМОСТЬ

    Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

    Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

    Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.

    ), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

    Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

    ШТРАФЫ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА 

    Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

    Важно!

    В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

    АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

    Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

    Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

    • негосударственный пенсионный или иной фонд;
    • акционерный инвестиционный фонд;
    • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
    • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

    Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение. 

    КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

    Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

    Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

    В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

    • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
    • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

    Аудит некоммерческих организаций (стр. 1 из 2)

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    Реферат

    На тему «Аудит некоммерческих организаций»

    По дисциплине Аудит

    Самара, 2009

    Введение

    Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат такие некоммерческие организации , как фонды (включая общественные), фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации , валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз установленный МРОТ. Для этих некоммерческих организаций аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы.

    Некоммерческие организации прибегают к услугам аудиторских организаций также для инициативного аудита с целью установить правильность постановки бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, для составления бюджета проектов, консультирования по налоговым и другим вопросам.

    1. Достижение понимания деятельности некоммерческой организации на основе ее уставных документов и бюджета

    Особое значение в аудите некоммерческой организации имеет понимание ее деятельности.

    Некоммерческая деятельность должна соответствовать уставным документам организации, а коммерческая деятельность, которая тоже может иметь место, должна быть в учете отделена от некоммерческой.

    Полученные от коммерческой деятельности средства должны быть также использованы в строгом соответствии с требованиями уставных документов

    Основными ошибками, выявляемыми при проверке соответствия деятельности организации ее уставу, являются несоответствие фактического порядка приема в члены организации тому порядку, который указан в уставе, и нарушение руководящими органами полномочий, указанных в уставе.

    Все некоммерческие организации должны действовать на основании сметы или бюджета. В отличие от сметы бюджет некоммерческой организации содержит и доходную, и расходную части.

    Бюджет некоммерческой организации показывает, откуда должны были поступить средства на заявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходовать эти средства и что фактически получилось.

    Начинать проведение аудита следует с проверки правильности составления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем.

    В уставной непредпринимательской деятельности некоммерческой организации можно выделить два основных процесса: получение средств и расходование средств.

    2. Аудит поступления средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации

    Аудит получения средств включает в себя два этапа:

    Этап I: подтверждение того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности и поэтому не включают налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль;

    Этап II: проверку прочих доходов организации.

    На первом этапе аудитор получает информацию из устава, договоров, копий платежных поручений, из приходных кассовых ордеров.

    По уставу уточняется организационно-правовая форма, выявляются виды деятельности, уточняется вопрос, имеет ли организация членство, является ли она благотворительной, кто является ее учредителями и т.д.

    Договоры дают информацию о юридических лицах, финансирующих деятельность некоммерческой организации, об их требованиях в отношении использования предоставленных ими средств.

    Копии платежных поручений по средствам, поступившим на расчетные и валютный счета, позволяют судить о том, как исполняются договоры, а если организация имеет членство, то — о правильности отражения вступительных и членских взносов.

    Поступления средств в некоммерческую организацию возможны:

    от учредителей организации;

    от членов организации в виде вступительных и членских взносов;

    от других юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в форме безвозмездной помощи (содействия), грантов, пожертвований, благотворительной помощи, целевых поступлений, целевого финансирования, прочих поступлений, поступлений от ведения предпринимательской деятельности.

    Получателями пожертвований могут быть:

    учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения;

    благотворительные, научные и учебные учреждения;

    фонды, музеи и другие учреждения культуры;

    общественные и религиозные организации;

    государство и другие субъекты гражданского права.

    Пожертвованием признается дарение вещи, в том числе денег, или права в общеполезных целях.

    Пожертвование может поступить и на расчетный или валютный счета. Такие пожертвования обычно поступают и от физических, и от юридических лиц.

    Дарение (пожертвование) движимого имущества должно быть оформлено договором дарения, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

    Причем письменная форма договора подразумевает как составление документа, подписанного сторонами, так и обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны по договору.

    В случае, если пожертвование поступило от физического лица, в кассе проверяемой некоммерческой организации должен присутствовать приходный кассовый ордер с указанием ФИО жертвователя и его паспортных данных.

    Пожертвования может быть сделано анонимно. В этом случае первичным документом, подтверждающим то, что поступление средств является пожертвованием на уставные цели некоммерческой организации, является акт приема пожертвований и приходный кассовый ордер со ссылкой на этот акт.

    Акт должен быть подписан комиссией, в которую обычно входят руководитель некоммерческой организации, главный бухгалтер и председатель, или членом ревизионной комиссии, если таковая имеется согласно уставным документам. Может быть установлен и иной состав комиссии.

    При этом необходимо соблюдать следующие условия:

    в учетной политике проверяемой организации должна быть представлена форма акта со всеми необходимыми реквизитами первичного документа, оговоренными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;

    распоряжением по организации следует установить состав комиссии по оприходованию анонимных пожертвований.

    если пожертвование поступает через ящик приема пожертвований, то распоряжением по организации следует установить периодичность вскрытия этого ящика.

    Аудитору следует учитывать, что указание в платежных документах на то, что поступившие средства являются целевыми поступлениями или целевым финансированием, не означает их освобождения от налогообложения. Их перечень согласно НК РФ является исчерпывающим.

    К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

    осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

    имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

    суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

    средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

    совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

    пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

    использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

    отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;

    средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

    использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

    имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности».

    К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:

    в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

    Аудит некоммерческих организаций в Москве | Стоимость и сроки

    Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

    НКО: Подготовится к налоговой проверке и снизить риски доначислений по налогу на прибыль, штрафов и пеней из-за некорректного учета средств целевого финансирования

    Ассоциации (объединения): Выводы аудитора позволяют спонсору вновь обрести уверенность в том, что выделенные им средства тратятся только на поставленные им же цели;

    Удовлетворить требования Минюста России об обязательном аудите Некоммерческих организаций, в том числе фондов, имеющих статус иностранного агента.

    В зависимости от поставленных клиентом целей, наши аудиторы:

    1. Проверяют соблюдение требований соглашений, контрактов с донором, расход средств.2. Контролируют корректность ведения учета средств целевого финансирования, в том числе и иностранного, средств, полученных из-за рубежа.3. Проверяют эффективность в приобретении, использовании организацией ее ресурсов4. Выявляют случаи неэффективного и неэкономного, нецелевого расходования средств.

    По нашей практике, стоимость обязательного аудита НКО составляет от 80 000 до 280 000 рублей. Цена зависит от объема работ, т.е. от активности НКО: количества доноров, активности трат их средств на цели, прописанные в уставе НКО. Такой разброс цен обусловлен тем, что стоимость напрямую зависит от объема работ. 

    Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.

    2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
    — все акционерные общества;
    — компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    — кредитные организации;
    — бюро кредитных историй;
    — организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    — страховые организации;
    — клиринговые организации;
    — общества взаимного страхования;
    — организаторы торговли;
    — негосударственные пенсионные и иные фонды;
    — акционерные инвестиционные фонды;
    — управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственного пенсионного фонда;
    -организации, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
    — иные организации в случаях, установленных федеральными законами.

    Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.

    Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

    Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

    Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.

    25 КоАП РФ)
    Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.

    Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Обязательный аудит должен проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Аудиторская проверка может быть проведена в несколько этапов по желанию аудируемого лица.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.