Ахимса – туризм

Ахимса: как практиковать. В чём смысл ахимсы? Принцип ахимсы

Ахимса – туризм

Кузнецова Юлия https://www.oum.ru

Махатма Ганди

Ахимса на санскрите (अहिंसा) — это значит «непричинение вреда всему живому», «ненасилие». Слово «ахимса» на санскрите состоит из приставки «А» (против) и корня «Химса» (насилие; мир насилия, страданий и боли).

Несоблюдение этого принципа ведёт к увеличению страданий в этом мире.

А тот, кто осознанно соблюдает ахимсу во всей полноте, обретает сиддхи: в его окружении прекращаются и в принципе не возникают ссоры, все гармонично сосуществуют друг с другом, царит мир и благость.

В чем смысл ахимсы?

Ахимса — первый принцип Ямы «Йога-сутр» Патанджали.

«Яма» (санскр. यम, yama) — первая из восьми ступеней йоги, все принципы которой направлены на отказ от удовлетворения эгоистических желаний.

Патанджали описал 5 основных принципов ступени йоги «Яма», обуславливающих различные моральные заповеди, а также этические и нравственные ограничения в отношениях человека с окружающим миром, в частности:

  • Ахимса (несотворение зла, ненасилие);
  • Сатья (правдивость);
  • Астейя (неприсвоение чужого);
  • Брахмачарья (воздержание, нераспущенность);
  • Апариграха (нестяжательство, ненакопительство).

Таким образом, получается, что человек стремится к счастью, которое его эго выдаёт за получение некоего желаемого объекта, и с целью достижения его человек применяет насилие: обманом, воровством или посредством применения силы пытается заполучить желаемое, подчас которое им не заслужено. Ведь в этом мире мы имеем ровно столько, сколько заслужили.

Ахимса: как практиковать?

Ахимса означает отсутствие в поведении человека качеств, сопутствующих проявлению зла во всех возможных видах — в мысли, речи и поступках. Однако принцип ахимсы имеет более глубокое и обширное значение, что мы рассмотрим в этой статье далее.

Ахимса в действии

Махатма Ганди считается величайшим практиком принципа ахимсы, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, проповедник идеи ненасилия. Он добился освобождения Индии, от порабощения колонизаторами Британской Империи без единого выстрела (британцы владели Индией с середины XVIII века до 1947 года).

Он организовал кампанию гражданского неповиновения «сатьяграха», участники которой бойкотировали английские законы, отказались от приобретения английских товаров, чему способствовал переход на собственноручное производство. Символом их борьбы за свободу была прялка.

Цель кампании — превратить соперника в союзника и единомышленника; как проповедовал Ганди, обращение к совести эффективнее всяческих угроз и насилия. По его теории, насилие всегда приводит к увеличению насилия, а ненасилие прерывает процесс нагнетания зла и превращает врага в союзника.

Таким образом, сатьяграха — оружие не слабых, а сильных духом. Эта тема подробно раскрыта в статье по ссылке.

Ахимса

Непротивление злу

Ошибочно понимание принципа ахимсы как необходимости оставаться пассивным в любой ситуации, не желая навредить. Это породило множество заблуждений. На самом деле нужно уяснить, что пассивное непротивление злу может привести к пагубным последствиям.

Не стоит позволять другим разрушать вас, необходимо не реагировать на волну зла, направленную на вас, и правильно противостоять любым энергетическим нападкам со стороны окружающих. Для этого следует научиться защищаться без проявления негативных эмоций и агрессивных ответных реакций.

Необходимо приучить себя сохранять состояние равновесия и спокойствия бесстрастного и непоколебимого.

Лишь тогда любые «нападения» не смогут поразить вас энергетически, и вы не явите ответных негативных реакций, а направленная на вас волна зла нейтрализуется, не причинив вреда, столкнувшись со стеной противодействующих энергий спокойствия и стойкости духа. Защищаться необходимо, но не допуская зла в сердце.

Зависть, ненависть, ругательства… Пока мы их не принимаем, принадлежат тем, кто их принёс. Мы вправе отказаться от такого «подарка».

При этом непротивление злу проявляется по отношению ко злу, как таковому, а не к людям, которые приносят его в мир. Они являются всего лишь посредниками и, сами того не подозревая, страдают от творимого ими же зла. «Не ведают, что творят» они, поэтому не следует допускать недобрых чувств по отношению к этим бессознательным пособникам зла.

Принцип ахимсы

Необходимо выяснить какова же первопричина возникновения желания осуществить «насилие», причинить вред другим существам и окружающему миру в целом.

Давайте рассмотрим следующие повсеместно встречающиеся виды «насилия», которые в нашем обществе потребления в совокупности являются образом жизни подавляющего большинства, и как практиковать ахимсу во всём этом многообразии проявлений зла в нашем мире:

1. Злость, гнев, ненависть, агрессия и все вытекающие последствия (ссоры, брань, насилие, убийства, нанесение физического вреда и т. п.).

Любые внешние проявления гнева, злобы, ненависти имеют скрытый внутренний источник, коим является неприятие себя самого…

Ни в коем случае под ахимсой не стоит понимать сдерживание возникшего гнева, который повлечёт за собой нежелательные последствия в том или ином виде. Важно не допускать его возникновения вообще.

Энергия гнева разрушительна. Если он направлен на другого человека, то начинает разрушать его энергетические оболочки. Закон Кармы не дремлет и в любом случае приведёт к обратной реакции: все наши поступки рано или поздно отзовутся нам тем же, и разрушительные энергии, которыми вы «одаривали» окружающий мир, неизбежно вернутся к вам.

Тем не менее явить это качество стойкости Духа поначалу всегда очень трудно, поэтому если вы чувствуете, что гнев подступает, постарайтесь как бы отстраниться от ситуации и поразмыслить, настолько ли весома причина, вызвавшая гнев. Необходима отсрочка, чтобы успокоиться, всё взвесить и вынести суждение.

В писаниях можно встретить истории, повествующие о случаях, когда почти достигшие просветления теряли все накопленные плоды своих аскез, лишь единожды позволив энергиям гнева овладеть собой. Не проявив достаточно силы воли, они оказывались беспомощными в противодействии ему и теряли все накопленные заслуги.

Каждый из вас наверняка замечал, насколько обессиленное состояние возникает после ссор и скандалов. Колоссальная потеря энергии неминуема ввиду того, что её растрата происходит в больших объёмах.

Любое проявление агрессии и неприятия к кому-либо — это то, что есть в нас и оно находит отражение вовне, в окружающем мире, отнюдь не с целью проявить пресловутый «закон подлости» в действии, но наглядно показать все наши недостатки, выявить наше невежество.

Пока мы не научимся принимать самих себя такими, какие мы есть по сути, во внешнем мире нам всё будет не по нраву. Любишь себя — значит любишь Бога в себе. Эта искренняя любовь ведёт к принятию всего существующего в этом мире. Пропадает желание критиковать и обижаться, злиться и ругаться.

2. Удовлетворение эгоистических желаний: убийство животных ради удовольствия (охота, рыбалка, употребление в пищу мяса (красного мяса, мяса птицы, морепродуктов и мяса любого другого животного), нанесение вреда своему организму (употребление в пищу вредных веществ, потворствуя свои вкусовым пристрастиям, переедание, алкоголь, курение, наркотические и одурманивающие вещества) и др.

Про алкоголь, курение и прочие вредные вещества, которыми люди «радуют» свой организм, уже сказано немало. Организм, подвергающийся подобным издевательствам, даёт понять невежественному сознанию, что действия его разрушительны, посредством болезни, которая неизбежно одолевает его.

Ахимса

Немаловажно упомянуть о вегетарианстве, как основном этическом аспекте непричинения вреда по отношению к животным.

Подробнее можно почитать в статьях «Как вдохновить окружающих на вегетарианство», «Польза вегетарианства. Что об этом надо знать?», а также посмотреть коллекцию фильмов о вегетарианстве.

Необходимо понять, что должно свести на нет любую возможность причинения вреда. Причиняя вред осознанно, ставя на первое место свои потребности, мы делаем выбор в пользу личного блага, и за это несём ответственность сообразно содеянному.

Само собой разумеется, что мы не в состоянии контролировать каждый свой шаг, чтобы не наступить на какого-нибудь жучка — такие «случайности» предотвратить, к сожалению, невозможно. Так как не был сделан выбор, то и ответственности за поступок вы не несёте.

Однако, если вам была предоставлена возможность выбора, то, следуя принципу ахимсы, вы всегда можете обойти спешащее по своим делам насекомое, оказавшееся на вашем пути. В данном случае вы осознанно не причиняете вред.

Не забывайте о том, что мы каждую секунду, каждую минуту создаём своё будущее…

Ахимса

3. Невежество, проявленное в желании произвести впечатление на окружающих: также причинение вреда своему организму, только посредством косметики и различных косметических процедур.

Вред мы причиняем сами себе, своему организму, ведь мы состоим из множества клеточек — живых организмов, проходящих свой путь эволюции в нашем микрокосме. Но мы и им умудряемся причинить вред, следуя эгоистическим желаниям.

Неприхотливостью в еде необходимо приучать себя к нетребовательности во всём. Начнём относиться к своему телу с уважением, как к храму Духа. Энергия — первична, материя — вторична.

Поэтому присмотритесь внимательнее к тому, что вы делаете со своим телом (в частности, это относится к женщинам): нужны ли храму Духа омолаживающие процедуры и тонны косметики, в которые вы погружаете своё лицо, как вы ошибочно полагаете — чтобы выглядеть красиво.

Красота исходит изнутри, и как бы вы не украшали свою внешнюю оболочку, то, чем наполнена ваша Душа, неизменно будет проявляться и «перекрывать» ваш физический образ.

4. Использование других живых существ в своих целях: людей (обман, корысть, предательство, которые причиняют душевную боль); животных (не только употребляя их в пищу, но и используя в виде одежды, как средства перемещения и транспортировки, и в качестве развлечений (зоопарки, цирки, ипподромы и пр.).

В нашем обществе почему-то стало нормой пользоваться другими в своих корыстных целях, не задумываясь о том, какие они испытывают чувства.

Люди ходят в цирки, водят детей в зоопарки, не задумываясь о том, что животные там находятся в неестественной для них среде обитания, они рождены быть свободными, а не испытывать мучения от эксплуатации их человеком в цирках и зоопарках.

Животные страдают от одиночества и отсутствия внимания в клетках тюрем-зоопарков. У них развивается ненормальное, стереотипное поведение, называемое зоохозис. Обследование зоопарков всего мира показало, что это явление распространено повсеместно.

Зоопарки часто продают или убивают животных, которые больше не привлекают посетителей. Иных продают на мясо или отдают в исследовательские лаборатории. Цирки по сути являются ярким примером жестокого обращения с животными.

Все цирковые трюки противоестественны для диких животных, поэтому сами, по доброй воле, они никогда не будут их делать. А процесс дрессировки включает в себя жестокие издевательства, чтобы «заставить» делать столь забавляющие народ цирковые номера.

Как вы считаете, нужно ли это животным? Они пришли в этот мир жить! Жить на свободе, а не в мрачной клетке тюрьмы-зоопарка, и не для того, чтобы ублажать тысячи любопытных глаз, глядящих на арену цирка, с целью получить позитивные эмоции.

В России пока ещё не принят закон о защите животных от жестокого обращения, но он находится на рассмотрении, направлен он на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними. Будем надеяться, что принятие закона хоть сколько позволить решить проблему жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

5. Загрязнение окружающей среды (бытовые отходы, химические выбросы, реагенты, неподдающийся вторичной переработке мусор).

Потребительский образ жизни безжалостно разрушает экосистему нашей планеты. Проблема экологии остро стоит особенно в последнее время. Воздействие человека на природу приводит к невозможности её самовосстановления.

Источниками загрязнения окружающей среды выступают различные факторы, но причина кроется именно в отрицательном влиянии человека, его эгоистическом образе жизни. Экологический кризис порождён проявлением человеческого эгоизма.

Горы мусора, которыми человек завалил планету, вырубка лесных массивов, загрязнение гидросферы нефтепродуктами и тяжёлыми металлами, изъятие из недр земных огромных масс полезных ископаемых, истощение мирового океана, токсикация земли пестицидами, гербицидами и нитратами, уничтожение тысяч видов растений и животных, загрязнение атмосферы вредными веществами. Всё и не перечислить, что натворил человек на своей планете за время своего «потребительского» существования. И на сегодняшний момент экологическую проблему в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Соблюдение принципа ахимсы, равное отношение ко всем, осознание целостности и взаимообусловленности с окружающим миром является залогом создания здорового общества.

Мы видим, что все внешние проявления насилия вызваны единственно желанием удовлетворить своё эго. Деяния во благо Всевышнего, но не для себя лично.

Любое действие для себя — результат невежества, оно же и влечёт за собой кармические последствия и втягивает душу в круговорот перерождений.

Ахимса мыслей

Ахимса также означает непричинение вреда мыслями. До этого мы рассматривали вред в его физическом проявлении, когда мы видим результат действия зла. Но суть ахимсы намного глубже. Творимое зло в мыслях проявляется неочевидно, в скрытой форме.

Тем не менее, ущерб, который может нанести одна единственная негативная мысль в отношении кого-либо, может быть поистине колоссальным, ибо она не ограничена в своём действии. Поэтому её возникновение обязательно приведет к определённому следствию, благоприятному или нет — зависит от её характера.

Только эти результаты невидимы, но энергия мысли лежит в основе всех явлений. Говорим: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Свой мир мы также строим в своих мыслях, постарайтесь не допускать неблагоприятных их проявлений.

Помните, что мысль, рождённая в вас, вас же в первую очередь и отравляет, привлекая соответствующие вибрации в окружающем пространстве — происходит самоотравление своими же злыми помыслами. Не порождайте в себе и не позволяйте другим «заразить» вас низкими эмоциями и чувствами.

Осуждая и критикуя других людей, мы возмущаемся их природой, таким образом, выказывая неприятие божественного замысла. Лучше совсем не осуждать. Лучший судья — это карма. Каждое деяние будет оценено по достоинству и созвучное следствие неизбежно проявится в будущем.

В любом случае, важно понимать, что исправить другого человека невозможно, надо научиться принимать, памятуя о том, что все существа страдают в этом мире от разрушающих страстей и эмоций, пребывая в плену собственных иллюзий. Чужие недостатки всегда у нас перед глазами, а к собственным мы повёрнуты спиной.

Давайте всегда оглядываться на самих себя — это сделает нас терпимее и к чужим порокам.

Наша планета Земля так же, как и все живые существа, имеет свою ауру, и она состоит из аур всех существ, которые являются её обитателями. Таким образом, все мы вместе создаём основной тон ауры нашей планеты, и во многом именно от нас зависит, какой свет излучает Земля в космическое пространство — недоброжелательный или благостный.

П. С.

Как только приходит полное осознание того, что существование наше не должно сопровождаться удовлетворением эгоистических потребностей, принцип ахимсы становится само собой разумеющимся и не требующим контроля с нашей стороны и приложения усилий воли к преодолению привычных моделей поведения, так как для человека, постигшего смысл существования и признавшего божественное начало в себе, ахимса становится естественной составляющей образа жизни.

.

Ахимса

Ахимса – туризм

Эта статья посвящена ещё одному термину из области йоги под названием «ахимса». Сразу хочется отметить, что автор постарается донести до читателя суть этого термина без сложностей и заморочек, простым и понятным языком. Если вы хотите докопаться до корней ахимсы – это следует делать, обратившись к Бхагавадгите.

А быть может, даже поехать в Индию, где можно встретить монахов, практикующих ахимсу на протяжении многих лет.

Однако сами принципы ахимсы, на взгляд автора, очень полезны, как для психического, так и для физического состояния человека, и было бы неплохо соблюдать их, если вы хотите стать гармоничной и счастливой личностью.

Ненасилие

Почему употребляется частица «не», если можно написать просто «благожелательность»? Потому что благожелательность ничего не значит для большинства людей. Это понятие вихрем проносится через ум обывателя, не оставляя следов, а вот «ненасилие» помогает сохранить бдительность.

Ненасилие стоит понимать в широком смысле, ведь мы совершаем насилие, не только убивая живых существ, но и угнетая их делами и словами. То есть, роспуск порочащих слухов – это такое же нарушение принципа ахимсы, как и убийство живых существ. Не стоит думать об этом как о грехе, который делает вас виновным перед Богом (большим дядей, живущим на облаках).

Агрессия, порождающая насилие, является следствием внутренних напряжений, которые негативно влияют как на психическое, так и на физическое здоровье человека. Что толку от ругани правительства или начальника? Им от этого ни холодно ни жарко, а вот ваше тело страдает. Ахимса – способ прекратить бесконечный поток насилия в первую очередь над собой.

Если же вы прекратите мучить себя, то станете благожелательным и к другим существам во Вселенной.

Противоречивость

Те, кто хорошо учился в школе, знают, что каждый наш вдох убивает множество бактерий, а ещё больше микроорганизмов гибнет в нашем кишечнике. Идя по улице, можно раздавить муравья, а в гостях, по незнанию, даже закоренелый вегетарианец может скушать кусочек мяса. И что же, следует сокрушаться по поводу нарушения обета ахимсы? Отнюдь.

Человек полон противоречий и может жалеть сбитого машиной оленёнка, сидя за столом в песцовой шубе, кожаных сапогах поедая при этом ножку курицы. Не стоит ждать от соблюдающего ахимсу стабильной благожелательности ко всему и сразу. Всё придёт постепенно, и неудачи – лишь повод браться за дело снова и снова.

Главное понимать, что вы не делаете одолжение миру, а работаете над собой, обретая мир в душе.

Древние тексты говорят, что насилие должно быть изгнано из вашего сердца путём постоянного самоконтроля. Однако в те времена люди не настолько хорошо понимали психологию человека и могли предложить лишь постоянный самоконтроль. Сегодня есть множество техник, позволяющих стать более миролюбивым, лишившись психологических травм. Было бы желание, а начать работать над собой можно всегда.

Ахимса. Принцип НЕ-насилия в жизни веганов

Ахимса – туризм

Ахимса в переводе с санскрита разделяется на два слова «химса» – бить, убивать, причинять вред, «а» – это частица отрицания, то есть следую Ахимсе – значит не причиняю вреда никому.

Веганы так и позиционируют себя: они против насилия. Над человеком все просто: будешь творить зло – попадешь в тюрьму или сам будешь убит (или покалечен). Тогда в чем смысл?

Животные

Мир настолько погряз в потребительстве, материализме и эгоизме, что напрочь вычеркнул животных из списка своих соседей по планете, прицепив им клеймо некоего «раба». Да, именно так.

Как иначе можно назвать существо, за миску еды позволяющее глумиться над собой, которое покорно позволяет проводить над собой опыты в закрытых лабораториях (вы уже видели как проводят тестирование косметики на животных? Кстати аюрведическую косметику не испытывают на животных).

Покорно, потому что знает: за неповиновение его ожидает наказание: сразу в виды тычка, потом удара шокером, ну а дальше и представлять не надо.

Животные, которых никто не спрашивает, хотят ли они, чтобы забрали их детеныша, дабы человек мог пить молоко, есть сыр и мясо его ребенка, могут только кричать и плакать. Вы видели, как плачут животные, которых привели на бойню?

Этические нормы

Веганы против насилия. Они против зоопарков, дельфинариев и прочих аттракционов, против охоты и корриды, против сдирания кожи с еще живого существа только ради того, чтоб человеческая особь могла щегольнуть по проспекту.

Веганы не забирают детей у их мам, не убивают ради куска плавника или кости, не едят трупы себе подобных.

Разве не знает человечество, что 7 июня 2012 года в Кембридже ученые всего мира подтвердили наличие души у животного, таким образом поставив нас на одну ступень с ними.

Для веганов мир не рухнет, если сапоги будут из дермантина, а не кожи или подушка будет набита синтепоном, а не перьями, снятыми с трупа несчастной птицы. Они осознали, что животный мир – это такой же как человеческий, только письменность и политика ему не нужна, и счета в банках (да и банки тоже).

Мейнстрим, спровоцировавший чистоту сознания

Около двадцати лет назад, когда вегетарианство и веганство стало набирать обороты популярности во всем мире из-за нетрадиционных на то время взглядов на систему ценностей, веганы считались кем-то вроде фриков. Кто-то смотрел на них, как на сумасшедших и откровенно осуждал, другие считали их необычными и подневольно «велись» на это и тоже становились сторонниками движения.

Вот только некоторых приманила красивая обертка: «мы – за добро», «нет – насилию», а в глубоко лежащую суть заглядывали не все. Вот и рождались серьезные конфликты на почве добра, выражающиеся в неконтролируемой агрессии борцов за права животных против мясоедов. Изначальная суть веганства: не причинение вреда ни действием, ни словом отходила на второй план.

Человек – это должно звучать гордо

К счастью, такие случаи постепенно сходят на нет, что говорит о большей осознанности человека, как вида.

То есть за эти пару десятков лет человечество все же сделало шаг вперед: по всему миру проводятся акции в защиту прав животных, из жутких условий каторжного существования освобождаются животные, пребывавшие в неволе, люди все чаще отказываются от мяса и продуктов животноводства в пользу вегетарианства, но это только первые шаги на пути к общечеловеческому росту сознания.

Бернард Шоу ответил людям, которые уговаривали его съесть мясо на одном из масштабных обедов: «Лучше смерть, чем каннибализм». Это лучший из девизов для веганов, в который заложена вся моральная ценность этого движения, образа жизни.

Ахимса

Ахимса – туризм

Ахимса или непричинение вреда – первый принцип  первой ступени классической йоги – Ямы. И, соответственно, самый важный.

Термин  «ахимса»  в переводе с санскрита  означает  ненасилие, неубийство, ненанесение вреда.

Примечание:  Cледует обратить внимание на то, что все принципы  Ямы носят характер запретов, ограничений.  Кроме  принципа брахмачарьи, который указывает на необходимость контроля. Это связано с  определёнными свойствами человеческого существа.

Конечно, при трактовке и отработке  ахимсы следует учитывать множество аспектов, как чисто философских, так и практических.  

Рассмотрим различные аспекты применения  принципа  ахимсы.  

Ахимса. Взаимоотношения человека и природы

 Человек – существо ограниченное и воспринимает только определённый спектр информации. Наши органы чувств  реагируют   на определённые раздражители.

Из вышесказанного  следует, что какая-то часть процессов происходящих в окружающем нас мире  просто не может быть нами воспринята. Так, например, известно, что с каждым вдохом человек вдыхает  несколько сот видов паразитов и миллионы бактерий. Как только они попадут в организм, наша иммунная система сразу начнет с ними бороться.  Естественно, нанося вред этим самым паразитам и бактериям.

Или, например, кто задумывается над тем, сколько мелких насекомых пострадало во время нашей прогулки по лесу? А сколько растений?

В приведенных выше примерах мы  объективно почти не можем влиять на ситуацию.

 В любом  случае, как  все живые существа, мы звенья пищевой цепочки. Деться некуда – это факт, объективная реальность.  Только  здесь мы уже можем сознательно выбирать,  чем  питаться  и, соответственно, соблюдать принцип ахимсы  по своему усмотрению.

Вопрос питания не такой простой и оказывает значительное влияние на судьбу человека, на карму.

Кажется, Илья Мечников – великий русский биолог (нобелевский лауреат 1908 г.) высказал такую мысль: «Питание – это интимнейшие отношения человека с окружающей средой».  И это так и есть. Поясню на примере.

Ученые провели такой эксперимент: две контрольные группы людей кормили по – разному. Первая группа питалась вегетарианской пищей, а в рационе второй  доминировала  мясная пища.

Уже через месяц эксперимента была явно заметна разница в поведении  людей разных групп. Представители первой группы стали более спокойны, уравновешены и доброжелательны.

Представители второй стали более  вспыльчивыми, более агрессивными и раздражительными.

Почему так произошло?  При питании мы вместе  с физической пищей  потребляем ещё и энергию и информацию, которую несёт эта пища.  Животная пища обязательно несёт  энергию агрессии и страха, которые испытывало животное перед убийством.

Всё это имеет далеко идущие последствия. Не зря большинство книг по духовному развитию написаны о питании.

Приведу ещё один пример того, как информация передаётся через продукты.

Однажды, настоятель буддийского монастыря уехал на неделю, а когда вернулся, увидел, что все монахи как-то взбудоражены,  неспокойны. Причина вскоре выяснилась – старый монах, который готовил пищу, заболел.

На кухню определили молодого монаха, у которого бурлили страсти и эмоции. Еда во время приготовления заряжалась эмоциями этого молодого монаха, хотя готовилась  из тех же продуктов, что и раньше.

  Этого было достаточно, чтоб вывести из равновесия всех обитателей  монастыря.

Попутная рекомендация для молодых людей. Очень внимательно относитесь к выбору своей спутницы жизни – хозяйки дома и очага. Её душевные и человеческие качества в значительной степени определят вашу судьбу.

 Пища, которую потребляет человек, существенно влияет на его мировоззрение, поведение и его характер. Что, в свою очередь, формирует окружение человека и его карму.

Соблюдение ахимсы в вопросах питания означает потребление вегетарианской пищи.

Надеюсь, понятно, что человек потребляющий мясную пищу, даже если сам не убивает животных, формирует и оплачивает заказ на убийство. Это касается также использования одежды, аксессуаров и других предметов из кожи и меха животных в обиходе. Здесь явно нарушен принцип ахимсы.

Конечно, ахимса должна соблюдаться и в использовании природных ресурсов, полезных ископаемых, в энергетике и технологических процессах. Ахимса – это также заказники, заповедники, охрана экосистем, экология  и многое другое.

Принцип ахимсы для разных слоёв общества

Любое общество  разделено на  определенные слои, в соответствии с уровнем духовного развития.  (Эта тема рассмотрена в статье «Касты и варны»).  У каждого человека своё понимание жизни. И, конечно, соблюдение принципа ахимсы для разных людей  будет выглядеть по – своему.

Человек, в силу своей ограниченности, как говорилось выше, не может контролировать  абсолютно всё.

Поэтому, когда говорится о соблюдении принципа ахимсы, речь идет о том, что нельзя приносить вред преднамеренно.   Это правило для людей любого уровня развития.

Этот принцип первый, и должен быть приоритетным при принятии любых решений и при построении взаимоотношений со своим окружением в социуме и в семье.

Для представителей разных варн соблюдение принципа ахимсы будет иметь свои особенности.

В общем случае ахимса требует не вредить «ни словом, ни делом, ни мыслью».  Полностью это требование способны выполнить представители высших варн – кшатрии и брахманы.

Шудры способны не вредить лишь делом – контролировать свои слова и мысли для них сложно.

Вайшьи способны не вредить ни словом, ни делом, а вот контролировать свои  мысли представляет для них определенную сложность.

Отдельно следует коснуться варны кшатриев.

Ахимса кшатрия

Кшатрий – воин, по своему определению.  Иногда он вынужден воевать, что само по себе означает применять насилие.

Для кшатрия главное – исполнение долга.  Ахимса для кшатрия – не применять насилие без крайней необходимости.  И не провоцировать других к применению насилия.

Кшатрий имеет право и обязан защищать свою семью, если ей угрожает опасность, защищать свою честь, защищать своё дело, свою  страну.

Ахимса для кшатрия в этих случаях – не проявлять агрессию  по отношению к противнику.  Кшатрий должен осознавать, что он борется не с человеком, а со злом, которое проявляется через противника.

Информация к размышлению: иногда на тренировках применяют такой прием – бой с воображаемым противником. А, как правило, «воображаемый противник» – это образ вполне конкретного человека, которому в таком случае наносится вред. И каковы будут последствия – неизвестно. Кто знает, какие силы стоят за этим человеком…  

Ахимса брахмана

Как-то давно я услышал такую притчу:

 После  проповеди к священнику подошёл человек и спросил: « Отче, вы хорошо говорили про любовь и добро, а что вы будете делать, если в вашем присутствии будут бить женщину?».  На что священник ответил: « В моём присутствии женщину бить не будут».

Тогда мне ответ священника показался слишком высокомерным.

Много позже я понял – тот священник полностью отработал ахимсу и «утвердился в непричинении вреда». При таком отношении к жизни у человека появляется  сиддха, о которой в «Афоризмах Патанджали» написано: «В присутствии утвердившегося в непричинении вреда  прекращается всякая вражда (в других)».

Здесь следует отметить, что ахимса предполагает – не только не приносить вред другим, но и не допускать ни в мыслях, ни в душе того, что другие способны  вредить или творить зло. Таким образом, человек творит свой мир, в котором отсутствует насилие вообще, в принципе.

P.S.  Ахимса – непричинение вреда  – это первый и приоритетный принцип, которым должен руководствоваться человек при принятии решений  и построении своих отношений с окружающим миром.

 P.P.S.  Я желаю вам всего доброго!

Напишите свой отзыв на эту статью.

Ахимса, или правила жизни йога

Ахимса – туризм

На экзаменах в некоторых школах йоги есть тест, по которому очень просто определить, понимает ли студент главные принципы йоги. Вот она — история «на засыпку». По полю возле деревни спокойно идет йогин.

Откуда ни возьмись прямо на него стремительно выбегает испуганная корова и так же стремительно скрывается из виду. Затем йогин видит толпу бегущих с ножами людей и понимает, что корова — не просто корова, а сбежавший ужин целой деревни.

Люди спрашивают, не заметил ли уважаемый, в каком направлении умчалось недостойное животное, оставившее без еды детей, стариков и просто тех, кто рассчитывал на хороший бифштекс. Перед йогином выбор: солгать и спасти корову или сказать правду, как требует того сатья — правдивость, и накормить деревню.

Что должен выбрать истинный йогин? Студенты, которые отстаивают правду и право на ужин, тест не проходят, так как ахимса — первое правило йоги — гораздо важнее любой правды. И вообще важнее всего.

Остальные ямы и ниямы — внутренние нравственные законы — начинаются в ахимсе. Смысл всех их в непричинении вреда другим и себе — жадностью, воровством, ленью.

Казалось бы, все совершенно ясно, вредить нельзя всем, абсолютно всем живым существам. Тут снова возникает это «другим и себе», и начинаются отчаянные споры между строгими вегетарианцами и идейными мясоедами, разделяющие йога-коммьюнити на два непримиримых лагеря.

«Как можно есть милых-милых животных? Тот, кто нарушает ахимсу, не может называться йогом!» — категорично заявляют первые. «Жесткое вегетарианство вредно для здоровья.

Вегетарианцы, а особенно веганы, вредят себе и нарушают главный принцип йоги», — говорят вторые и шуршат папками с результатами медицинских исследований.

В ответ вегетарианцы тоже приводят данные о том, что человек прекрасно может обойтись без мяса.

Вот аргументы с двух крайних сторон поля битвы за ахимсу:

МОЖНО И НУЖНО. АРГУМЕНТЫ МЯСОЕДОВ

В ведических текстах есть описания жертвоприношений животных — они были, а в некоторых традициях остаются, важной частью религиозных ритуалов. Идея ахимсы как тотального непричинения вреда появилась только в позднем Средневековье, это влияние джайнов.

Животные белки усваиваются организмом гораздо лучше, чем растительные. Определенные аминокислоты, из которых состоят белки, есть только в мясе. Человек, полностью отказавшийся от мяса, вредит своему организму и нарушает ахимсу.

Люди — хищники. У нас есть клыки, чтобы разрывать плоть, а кислотность желудка человека такая же, как кислотность желудка волка, — это нужно для того, чтобы переваривать мясо.

Аргумент умеренных мясоедов. Беременные должны есть мясо, иначе ребенок будет развиваться хуже. Вегетарианки своей диетой вредят здоровью плода, а это нарушение ахимсы.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. АРГУМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНЦЕВ

Мы не имеем права убивать живых существ, это нарушение ахимсы.

Мясо загрязняет энергетические каналы.

Тот, кто осваивает пранаяму, четвертую ступень йоги, должен отказаться от мяса, иначе он не сможет контролировать энергию и навредит себе.

В промышленном мясе полно гормонов, антибиотиков и токсинов, которые отравляют организм.

На совести промышленного животноводства 20% парниковых газов, которые разрушают атмосферу. Для того чтобы прокормить животных, фермеры используют 40% всей плодородной земли на планете и 70% доступной пресной воды. Употребляя мясо, мы непоправимо вредим экологии и в итоге своему здоровью.

Буддистский аргумент. Мы перерождаемся в мире бесчисленное количество раз. Так много, что все живые существа когда-то были нашими матерями. Есть мясо — все равно, что есть свою мать.

Мы спросили двух известных учителей о том, как они понимают ахимсу, и о том, обязательно ли йогу быть вегетарианцем.

Катя Кушнер

СОВЛАДЕЛИЦА СТУДИИ NYM YOGA. СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДЖИВАМУКТИ-ЙОГИ. ЗАНИМАЕТСЯ ЙОГОЙ 15 ЛЕТ. ПРЕПОДАЕТ 6 ЛЕТ

Что для вас значит ахимса? В «Йога-сутрах» Патанджали дает нам рекомендации, следуя которым мы выстраиваем свое поведение по отношению к другим. Ямы — это этические ограничения и первая ступень Аштанга-йоги. Первая яма, ахимса, — ненасилие, в том числе и вегетарианство.

Ахимсу невозможно представить без сострадания. Через сострадание мы видим свое отражение в других. Когда мы культивируем в себе сострадание, мы пробуждаем возможность видеть истинную природу живых существ. И тогда приходит понимание, что, причиняя боль другим, мы на самом деле причиняем боль себе.

Все живое хочет быть счастливым и свободным от страданий.

Подразумевает ли ахимса отказ от мяса? Вегетарианство — главная составляющая ахимсы. Вы просто не можете есть живые существа, не причиняя им боль.

На санскрите асана означает место положения или положение на земле. Под словом «земля» подразумевается все живое: животные, растения, все формы жизни. В «Йога-сутрах» говорится: «Стхира сукхам асанам» (2.

46) — связь с землей должна быть устойчивой и радостной. Если мы причиняем боль живым, наше собственное положение никак не может быть радостным. Ощущение силы от употребления мяса или рыбы обманчиво и временно.

Выполняя асаны, мы принимаем формы, созданные природой, превращаемся в животных, растения, птиц. Мы не просто видим себя в других, мы буквально становимся ими. В какой-то момент возникает понимание, что нет разницы между всеми нами, йогом движет единое желание жить, дышать, любить. Как можно кого-то есть, понимая это?

В «Бхагавад-Гите» — главном священном тексте индусов и мудрейшей книге — говорится, что убийство животных замедляет эволюцию сознания, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греха.

Господь Шри Кришна говорит в «Гите» (9.26): «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, и Я приму их».

Если же человек ест невегетарианскую еду или не предлагает пищу вначале Господу, он навлекает на себя дурную карму.

В другом месте «Гиты» утверждается, что пища в благости, которая рекомендована для человека, — это вегетарианская пища, а пища в невежестве — животная, и она непригодна.

Как вы практикуете ахимсу в повседневной жизни?

Я стараюсь осознавать, что под ахимсой предполагается намного больше, чем просто соблюдение вегетарианской диеты.

Ахимса подразумевает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу не только в поступках, но и в словах и мыслях.

К сожалению, о последних двух пунктах мы редко задумываемся и порой не отдаем себе отчет о том, что думаем об окружающих нас людях и что порой, обронив небрежное слово, можем серьезно ранить человека. Ахимса — это не линия поведения, а постоянное стремление к полной осознанности, осознанию, что наша задача — пребывать в состоянии любви ко всем.

Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения в разговорах с другими йогами? Раньше я боялась, что не смогу защитить свою позицию, и вступала в конфликты на тему строгой вегетарианской диеты.

Сейчас у меня есть опыт, который делает меня сильной в понимании того, что не все готовы принять такой радикальный подход. У всех свой уровень готовности, своя карма.

Теперь я просто говорю, что в каждый ситуации мы всегда можем быть чуточку добрее, чуточку внимательней.

Все мы на этой планете делим общее сознание, мы все связаны друг с другом. Мясоеды любят говорить о том, что овощи и фрукты тоже живые и испытывают боль. Какая тогда разница между поеданием курицы или морковки? Ответ очень простой: Патанджали предлагает нам ахимсу как практику, при которой вы делаете все возможное для того, чтобы причинять минимум боли и страдания. Но выбор за вами.

Елена Ульмасбаева

ДИРЕКТОР СЕТИ КЛУБОВ YOGA PRACTIKA. СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЙОГИ АЙЕНГАРА. ЗАНИМАЕТСЯ ЙОГОЙ 30 ЛЕТ. (ИЗ НИХ ЙОГОЙ АЙЕНГАРА – 26 ЛЕТ), ПРЕПОДАЕТ 25 ЛЕТ

Что для вас значит ахимса? Ахимса — это ненасилие, в том числе и над собой. Я занимаюсь йогой уже 30 лет, очень хорошо помню те времена, когда я совершала над собой насилие — неофитский фанатизм был мне свойственен первые лет 15.

Сейчас я стала поспокойнее — преданность делу осталась, но стало меньше пафоса и стремления совершать какие-то действия любой ценой.

Ахимса — это принцип, который мы реализуем в своем преподавании, проводя ученика от простого к сложному и пробуждая осознанность в его теле.

Подразумевает ли ахимса отказ от мяса? Я много лет была вегетарианкой, но в этом не было моей заслуги — я не была к нему привязана, с детства мясо мне просто не нравилось.

Тема вегетарианства периодически возникает в среде практикующих йогу, многие спрашивают меня, следует ли становиться вегетарианцем, начав заниматься йогой.

Улучшится ли от этого практика? Я обычно отвечаю, что здесь не может быть одинаковых рецептов для всех, люди очень разные. Человек, живущий в Индии, где много фруктов, солнца и специй, который родился в брахманской семье, где никогда не ели мясо, — это одно.

А человек, выросший в степях Казахстана, где ели только мясомолочные продукты, — это другое. Две совершенно разные истории и традиции. В нашем климате в холодное время года мало солнца, в привозных овощах и фруктах мало праны, это надо учитывать.

Аюрведа учит, что люди разной конституции в разное время года и в разное время их жизни должны питаться различно. Нет каких-то одинаковых рецептов для всех.

Это если мы рассматриваем питание с точки зрения здоровья — и духовного тоже. Если же мы рассматриваем ограничения в питании как часть аскезы, то это уже другое. Когда для человека следование каким-то правилам питания — послушание, то тогда неважно, где он, пусть даже в Якутии зимой или в тюрьме…

Однако в большинстве случаев люди при помощи йоги и вегетарианства хотят быть здоровее и счастливее. Кому-то показано вегетарианство для здоровья (даже в наших условиях), кому-то — нет. Сейчас еще проблема в том, что еда превратилась в своего рода досуг и развлечение.

Когда человек воспринимает еду как дар Божий, то питается умеренно, скромно. Это и есть ненасилие — когда еда служит для поддержания жизни. В среде последователей йоги я встречаю очень много «конфетно-булочных» вегетарианцев.

И пусть эти булки без яиц, а конфеты кришнаитские, но когда все это поглощается в таком огромном количестве, то очевидно, что имеет место нарушение пищевого поведения. Я не понимаю, в чем здесь тапас и для чего это нужно.

Возможно, многие вегетарианцы, перестав есть мясо, не получают каких-то веществ в нашем климате и начинают активно замещать их сладким и мучным. Если даже это и ахимса, то все равно это как-то неполезно.

Как вы практикуете ахимсу в повседневной жизни? Мне кажется, что я нарушаю принципы ахимсы в первую очередь по отношению к себе. Я слишком много взваливаю на себя, и даже тогда, когда мое тело хочет отдыхать, агрессивный ум все еще не успокаивается и заставляет действовать.

Так как я работаю с людьми, то стараюсь качественно восстанавливать свои силы: провожу вечера дома, принимаю солевые ванны, делаю масляные массажи, занимаюсь пранаямой — успокаиваю ватадошу. Кстати, если человек вечерами сильно хочет есть, особенно сладкое, то у него дисбаланс ваты — и ее нужно снижать.

Именно дисбаланс Ваты является причиной очень многих проблем жителей мегаполисов.

Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения в разговорах с другими йогами? Я никому ничего не доказываю. Могу высказать свое мнение, если меня спрашивают, а дальше уже дело самих людей. Считаю, что фанатичное следование вегетарианству вредно.

Уважаю, если люди следуют вегетарианству из религиозных соображений. Я против навязывания вегетарианства детям в нашем климате.

Если думать о здоровье, то можно ориентироваться на сезон: в теплое время года можно быть вегетарианцем, а в холодное — уже нет.

Как мать и как человек, который очень много лет работает с женщинами, хочу сказать, что если женщина хочет рожать, кормить ребенка и быть здоровой, то ей нужно сильно задуматься над своим питанием — у нее должно хватить ресурса все это сделать. А она себя изводит сыроедением, оставаясь без зубов и волос.

Если вы не едите мясо, то включайте в свой рацион качественные молочные продукты и разные виды бобовых. Кстати, в Индии вегетарианцы едят панир (свежеприготовленный домашний сыр) и разные виды дала (бобовые) каждый день.

Сама я ем мясо буквально несколько раз в году: мой отец узбек, и когда я приезжаю в Ташкент к родственникам, то не могу не отведать плова, так как в этом моя связь с родом.

Привіт, я Рейнбо Марс. Ця послідовність асан легко здійсненна, ряд поз може послужити основою для ваших занять йогою. 
Нацбанк посилює правила купівлі валюти, вводячи вимогу по обслуговуванню одного зовнішньоекономічного договору в одному банку. 

Андрей Kishe хорошо известен не только в Украине, но и за её пределами как человек очень талантливый и творческий — успешный певец, телеведущий, шоумен и продюсер.
Прем'єр-міністр Микола Азаров вважає, що настав час встановити чіткі і прозорі правила для усіх учасників внутрішнього ринку в країні. 

Доктрина ахимсы в Индии

Ахимса – туризм

Чтобы ещё раз продемонстрировать ошибочность той точки зрения, что слова об употреблении мяса из Палийского Канона действительно принадлежали Будде, давайте коротко остановимся на феномене доктрины ахимсы в Индии и том глубоком влиянии, которое она оказала на религиозное сознание нации. Ещё во времена Вед47и Упанишад48, существовавших задолго до появления Будды, мы встречаем массу критических замечаний, касающихся употребления мяса. Доктор Кошелья Уалли, в своей книге Концепция ахимсы в индийской мысли, указывает на то, что хотя некоторые древние индуистские писания и разрешают, в отдельных случаях, употреблять в пищу мясо (как правило, приносимое в жертву), но всё же подавляющее большинство осуждает употребление мяса. В подтверждение своих слов она приводит следующие выдержки из этих текстов:

“Мясо не может быть добыто без причинения вреда живым существам, а причинение вреда живущим — губительно для Высшего Блаженства. Ввиду этого, вам надлежит избегать употребления мяса…

Необходимо принимать в расчёт отвратительные источники происхождения мяса, а также жестокость пленения и убийства живых созданий, и тем самым полностью избегать употребления мяса…

Тот, кто допускает убийство животного, убивает его, разделывает, продаёт, покупает, готовит, подаёт к столу и ест — все они без исключения являются убийцами животных…

Тот, кто стремится укрепить свою плоть за счёт плоти других существ, не совершая это как акт почитания богов или духов, тот является величайшим из грешников…

Мясо не может быть добыто из соломы или камня. Оно может быть добыто лишь путём убийства живого существа и, следовательно, его надлежит избегать…

Надо относиться к остальным как к самому себе и беречь их как самого себя…”49

Влияние ахимсы на духовный климат общества было значительным и во времена Будды. Махавира, основатель джайнизма и современник Будды, полагал непричинение вреда живым существам высшей формой добродетели и сделал этот гуманный принцип краеугольным камнем своего вероучения. Трепетное уважение джайнов ко всем формам жизни ясно прослеживается в этом фрагменте из Ачаранга-Сутры:

“Всем существам, наделённым двумя, тремя, четырьмя или пятью формами восприятия… всем без исключения тварям ведомы приязнь и неприязнь, боль, страх, печаль. Все они мучимы ужасом, подступающим к ним со всех сторон. Невзирая на это, находятся люди, готовые причинять им дополнительную боль…

Одни убивают животных, принося их в жертву, другие ради их шкур и меха, плоти, крови…, перьев, клыков или бивней… Одни делают это намеренно, другие случайно; одни убивают животных потому, что те раньше причиняли им вред…, другие — страшась оного. Те, кто причиняет страдания животным, — не осознали и не отвергли греховной стези…

Те же, чей ум спокоен и свободен от страстей, — не станут существовать за счёт других…”50

Понятие ахимса и имя Ашока (могущественный император буддийской Индии, 263 – 233 гг. до н.э.) неразрывно связаны между собой. Перед тем как принять буддизм, Ашока, безжалостный завоеватель, стал причиной жестокой смерти многих тысяч людей.

После того как он принял учение Будды, массовое уничтожение людей и животных в его царстве прекратилось, и наступило относительное благоденствие. Он запретил принесение животных в жертву и ограничил употребление в пищу мяса.

“Я провёл в жизнь закон, запрещающий убийство определённых видов животных и тому подобное, — высечено на одной из его колонн-эдиктов, — ибо величайший расцвет Праведности среди людей происходит от проповеди непричинения вреда всему живому и воздержания от убийства живых существ”.51

Составить представление о том, насколько глубоко положения ахимсы внедрились в массовое сознание Индии того времени, поможет свидетельство, оставленное известным китайским буддийским паломником Фа-сянем, посетившим Индию в V веке нашей эры:

“Жители же здешних мест велики числом и довольны жизнью… Повсеместно в стране люди избегают убийства каких бы то ни было живых существ и воздерживаются от употребления напитков, дурманящих рассудок…

Они не разводят свиней и птицу и не торгуют скотом. На рынках у них нет мясных лавок и торговцев пьянящим зельем…

Лишь чандалы (презираемые всеми представители низших каст) промышляют рыбной ловлей и охотой, продавая добытое таким образом мясо…”52(курсив Роси Капло)

Во время моего паломничества в Индию, в 1950 году, я восхищался тем же самым феноменальным отсутствием мясных и винных лавок. Индия — рай для вегетарианца.

И это свидетельствует не о том, что индийцы не могут позволить себе есть мясо, а скорее о том, что под влиянием всех духовных авторитетов, включая нашего современника Махатму Ганди, даже состоятельные индийцы с презрением относятся к умерщвленной плоти, употребляемой в пищу.

Уникальное, чисто индийское, благоговение перед коровой — суррогатной матерью рода человеческого — не удивительно в свете всего вышесказанного.

В то время как другие “цивилизованные” народы бессердечно вершат расправу над коровой, этим кротким существом, неспособным более приносить им молока, индийцы оберегают её, возводя в ранг священного животного. Во многом надо отнести в заслугу Ганди то, что несмотря на сильную оппозицию, ему удалось-таки отстоять коров.

Хатха-йога. Разница современного и традиционного подхода

Ахимса – туризм

Такое древнее искусство, которое положило свое начало еще несколько тысячелетий назад, хатха-йога, очень гармонично вписалось в образ жизни современного человека. Мудрец Патанджали сформировал восемь принципов, на которых базируется познание самого себя посредством йоги. Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Хатха-йога

Читая классическую литературу, такую как Упанишады, Йога сутры, Хатха Йога прадипика и другие трактаты, понимаешь, что истинная цель хатха-йоги забыта. Люди, пришедшие в хатха-йогу, начинают свой путь сразу с третьей ступени, минуя две основные.

Хатха-йога являлась одной из ступеней для достижения высоких состояний сознания. На пути к духовному развитию и личному самосовершенствованию, прежде всего, нужно было соблюдать правила нравственности, самоконтроля и этики, которые на санскрите называются Яма и Нияма – первая и вторая ступени 8-ступенчатой аштанга-йоги Патанджали.

Яма содержит пять принципов, моральных заповедей:

Ахимса – ненасилие. Патанджали говорил, Если человек не совершает насилия – окружение становится миролюбивым.

Брахмачарья – контроль, воздержанность и умеренность во всем. В погоне за поисками физического и эмоционального наслаждения теряется большое количество энергии.

Сатья – искренность, правдивость. Важна как правдивость с окружающим миром, так и честность с самим собой.

Астея – не воровство. Относится не только к материальным ценностям, но и к более тонким. Благодарность, чужие мысли, чужие идеи, любовь… Неправомерное обладание тем, что тебе не принадлежит, приносит страдания другим.

Апаригхара – непринятие даров, запрет на желание обладать, нестяжательство, не жадность. Умение не привязываться к тому, что, по вашему мнению, принадлежит вам. Жадность исходит от незащищенности, избавление от этого качества помогает нам развиваться духовно.

Нияма – вторая ступень, включает в себя пять указаний, которые наоборот, рекомендуется включить в свою жизнь:

Шауча – поддержание внешней и внутренней чистоты. Это важно для гармонизации энергии.

Сантоша – удовлетворенность во всем. Умение принимать вещи, такими, какие они есть, и довольствоваться этим, что сохраняет энергию и делает ум спокойным.

Тапас – самодисциплина, аскеза. Умение управлять своими желаниями непреклонное стремление к цели через самоограничения и строгую дисциплину.

Свадхиайя – непрерывное самообразование, развитие интеллекта посредством чтения филосовских трактатов и размышлений на эту тему.

Ишвара Пранидхана – преданность и посвящение себя Богу.

Любая религия говорит об этих же принципах, подсказывая людям путь к гармонии с окружающим миром и внутренней гармонией.

Считалось, что человек, усиленно практикующий асаны, но не соблюдавший что-то из вышеперечисленных запретов и предписаний, не мог называть себя Йогом. Хатха-йога должна практиковаться для единственной цели – подготовка себя к наивысшему состоянию раджа-йоги, то есть к самадхи (Хатха-йога Прадипика).

Современный подход йоги не ставит строгих запретов и предписаний.

Несоблюдение этичестко-нравственных норм и ограничений не является препятствием в становлении на путь духовного развития, однако, чем глубже современный человек погружается в мир йоги, тем понятнее для него становится важность этих принципов.

Все же, современному европейскому человеку сложно соблюдать такие правила, как например Брахмачарья, Сатья, Апаригхара, Тапас, Сантоша. Большинство принципов понимаются современными людьми буквально.

Отказаться от сексуальных удовольствий, отказаться от всех благ цивилизации, приняв аскезу, отрешиться от семьи, друзей, уйти в пещеру, где ничто не помешает практиковать йогу для достижения сиддхи, или развить в себе способность побудить кундалини, либо достичь высшего состояния сознания – самадхи.

В современном мире растет интерес к здоровому образу жизни, и именно йога, испытанная тысячелетиями, доказывает благотворное влияние на организм человека, причем как на уровне физического тела, так и на ментальном и эмоциональном уровне.

Регулярная практика хатха-йоги снимает блоки и зажимы в физическом теле посредством вытяжения и расслабления мышц, укрепляет и стабилизирует скелет и мышечную систему посредством статического нахождения в асанах, правильно распределяет энергию посредством пранаямы, успокаивает ум при помощи медитации и гармонизирует все составляющие при грамотном подходе и регулярной практике.

Студентка Московского Университета Йоги
Тарарова Виктория.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.